Помощь колхозу в школьные годы не помешала мне поступить в вуз и получить профессию

Без уроков в поле школьники будут белоручками

Я УЧИЛАСЬ в обыкновенной сельской школе. По осени, бывало, рюкзаки и школьную форму меняли на кирзовые сапоги и кошики — и вперед, на поле. Помогали местному колхозу (в те времена агрофирме имени Ленина) убирать морковь, картофель, яблоки в саду. А что? Рабочих рук на селе и тогда не хватало, а собрать урожай спешили до первых заморозков.

Для нас, детворы, это был настоящий праздник. Работали дружно, весело, а вкус обеда на свежем воздухе кружил голову, в поле только и слышался звон ложек. Безусловно, общественность всколыхнул прошлогодний случай — в поле под колесами грузовика погибла школьница из Молодечно. Водителя и учителей осудили. Стоит ли после этого запретить школьникам помогать местным хозяйствам убирать урожай? Мое мнение такое: нет, нет и еще раз нет.

Новую волну информационной шумихи вокруг темы «ученики и поле» подняли после заметки в районной газете «Пастаўскі край»: ребятню теперь к полевым работам не привлекают, зато помогают убирать картофель учителя и школьные техработники. Хорошо, замминистра образования Раиса Сидоренко в этом проблемы не увидела, тем более что учебному процессу помощь в уборке урожая никак не вредит. Кстати, в мою бытность именно родители двоечников громче всех ругали школы за помощь сельхозпредприятиям. Мол, вот поэтому дети двойки потом получают.

А что, крайних нашли, свои руки умыли. Мы действительно помогали колхозу во время уроков. Но пару дней в поле осенью не помешали мне и еще 10 одноклассникам поступить в вуз с первого раза и стать хорошими специалистами.

И для многих сельских ребят это были первые уроки профмастерства. Из моего класса вышли неплохие аграрии — механизаторы, ветврачи, агрономы. Для кого-то дни в поле и вовсе стали уроком жизни. Далеко за примером ходить не надо. Моя сестра, которая могучей тяги к знаниям не испытывала, после парочки «уроков» в поле сказала: «Уж лучше учиться буду!» Иногда над ней подшучиваем: спасибо колхозу за твое высшее образование.

Трудились мы на колхозных полях всего ничего, но копеечку зарабатывали. Их на мороженое и забавы не тратили, решили в складчину купить для школы что-нибудь полезное. Так появился новенький музыкальный центр и стеклянный шар для дискотек, на крутой танцпол съезжались ребята из соседних деревень. Колхоз свое спасибо к Новому году клал в мешок школьному Деду Морозу: выделял яблоки, груши, покупал конфеты и другие сладости для утренников. Всегда выручал с транспортом, когда ездили на конкурсы в райцентр или соревнования. Выделял призы и подарки на разные школьные акции и праздники. Словом, хозяйство в долгу перед детворой не оставалось. Благодарили нас с лихвой.

Да, смерть школьницы под колесами грузовика потрясла всех. Но это не значит, что после несчастного случая в поле нужно поставить шлагбаум. Скажем, случись авария со школьным автобусом, где (не дай бог) пострадали бы дети, неужели после нее запретили бы школьные автобусы, а ученики из отдаленных деревень добирались на уроки пешком?

Моя позиция такова: работа в поле школьникам нужна, и этот взбудораживший случай не должен поставить жирную точку в полезном сотрудничестве школ и сельхозпредприятий. Тем более что в местных хозяйствах рабочих рук, к несчастью, не прибывает. А для школьников уроки в поле — это уроки на всю жизнь. Учеба учебой, а вот именно труд сделал из обезьяны человека.

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter