Педагог-новатор Михаил Волков из Витебска знает, как влюбить детей в математику

Без ЦТ в голове

Михаил Волков, учитель математики витебской гимназии № 8, всю жизнь посвятил точной науке. Талантливейший педагог дал старт 37 кандидатам и 9 докторам наук, воспитал 19 победителей международных (всемирных) олимпиад среди школьников и более 200 — заключительного этапа республиканских.

Один из лучших

Учитель математики высшей квалификационной категории, заслуженный работник народного образования Беларуси, кавалер ордена Франциска Скорины, «Человек года Витебщины», в прошлом парламентарий… Его регалии можно перечислять долго. Не хватает разве что долгожданного звания — народный учитель Беларуси. Согласование дошло до самых высоких кабинетов, но споткнулось о формальность. В написанной на Волкова характеристике значилось «учитель-тренер». Оказалось, такого определения «в системе» попросту нет. А уникальная авторская система Волкова есть. Как и результат — один из лучших в Беларуси.

— Михаил Николаевич, знаю, в математику вы пришли неожиданным путем… Из бокса.

— Это интересная история. Будучи уроженцем Орши, вначале я поступил в Могилевский машиностроительный институт. Мог быть инженером, но на первом курсе судьба свела меня с замечательным человеком заслуженным тренером БССР А. Я. Брином из Витебска. Он подошел ко мне на соревнованиях со словами: «Молодой человек, из вас может получиться хороший боксер, но для этого вы должны попасть в хорошие руки». Следующий учебный год для меня начался в Витебском пединституте. Почему именно там? Технический вуз я сразу отмел из-за черчения, в медицинский не пошел, так как в моей семье уже были два медика — мама и брат. Но о своем решении никогда не пожалел — искренне люблю детей, свою профессию, доволен, что смог реализоваться в ней на все сто.

Открытый урок

Не секрет, что при поступлении перспективные спортсмены, театралы и т.п. на то время шли в «особом» списке. Волкову протекция не понадобилась, экзамены он сдал блестяще — своим умом. На четвертом курсе под руководством известного преподавателя и ученого М. Е. Драбкиной студент Волков уже демонстрировал открытый урок для методистов института. А вскоре по просьбе декана отправился в Верхнедвинский район — вести математику в сельской школе. Распределился в деревню Высокое Оршанского района. Нашлось время и для тренерской работы.

Я вел секцию в родной Орше, — вспоминает Михаил Николаевич. — Был тренером по набору, то есть доводил ребят до определенного уровня и передавал дальше — в областной центр. Тесно сотрудничал с заслуженным тренером СССР и БССР по боксу В. С. Кондратенко, у которого в свое время тренировался. Сегодня громко говорю — Витебску нужен международный турнир его имени, памятная доска на здании, где он растил будущих чемпионов. В этом скромном человеке были мощь, дух победы.

— Это в спорте, а что стоит за интеллектуальной викторией на предметных олимпиадах?

— Собственно, все так же: важны мотивация, колоссальное трудолюбие, умение сформировать у ребенка психологию победителя и, конечно, системность. Много лет я придерживаюсь собственной системы работы с одаренными детьми. В ее основе — метод целесообразных задач С. И. Шохора-Троцкого, разработанный еще в 1908 году. Суть в том, что знания в значительной степени не передаются в готовом виде, а приобретаются в процессе познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. Это системная, научно продуманная и очень нужная работа. Ее главная цель — вовсе не количество олимпиадников, а подготовка интеллектуально развитой личности. С трибун часто звучит, что нам нужны наукоемкие технологии в промышленности, цифровизация экономики… Кто будет воплощать все это в жизнь? Наши вчерашние выпускники, молодые, талантливые, умеющие мыслить не по шаблону.

Уметь учиться

Говорят, автора узнают по почерку, а учителя — по его ученикам. В этом плане Волкову есть чем и кем гордиться. Со времен работы в Лужеснянской школе-интернате-гимназии для одаренных и талантливых детей, гимназии № 8, в которой Михаил Николаевич работает с момента ее основания, он подготовил 19 ребят, ставших лучшими на международном (мировом) уровне, целую плеяду победителей республиканских олимпиад. Среди ограненных им бриллиантов — Алексей Левин, набравший на Всемирной олимпиаде в Мехико 42 балла из 42 возможных! Два всемирных золота с результатом 41 и 40 баллов еще у одного его ученика Артема Кохана.

— Круглый отличник — это про вас?

— С теплотой вспоминаю родную, очень сильную, считавшуюся элитной школу № 1 города Орши. Наши мудрые педагоги умели заинтересовать своим предметом. Нет, я не был отличником, местами даже хулиганил, но математику знал. И знал хорошо. Так ли важна медаль? Считаю, ученик в первую очередь должен уметь учиться, то есть определить для себя несколько ведущих предметов, а в других — быть на уровне.

— Не за горами ЦТ. Как смотрите на такой экзамен? Когда стоит начинать готовиться?

— Давайте откровенно, на сегодня централизованное тестирование — самый объективный, свободный от человеческого фактора вид испытаний. Вместе с тем несколько жаль, что умного абитуриента можно пропустить только из-за тайминга. Что такое 210 минут на 32 математических задания? Умные дети рассуждают, анализируют и… порой теряют драгоценное время. Так что к ЦТ у меня только один вопрос — временные, довольно тесные, на мой взгляд, для естественных наук рамки.

А теперь — о подготовке. Конечно, из всякого правила есть исключение, но взять математику «нахрапом» за последний 11-й класс обучения нереально. По-хорошему подготовка к тестам должна стартовать с 7-го класса, когда начинается изучение алгебры и геометрии. Репетитор, который обещает убрать пробелы в знаниях всего за несколько месяцев, как минимум настораживает. Как и стремление «натаскать» ученика на тесты. Задания каждый год меняются, и гарантированно ЦТ осилит только тот, кто учится системно, развивается, а не механически решает примеры.

Быть патриотом

— Знаю, своим воспитанникам вы даете не только уроки математики. Всегда говорите с ними о том, как важно быть порядочным человеком, гражданином, патриотом… С чем связана такая активная жизненная позиция?

— Все родом из детства. Сегодня, с болью наблюдая происходящее в Украине, ловлю себя на мысли: первое — а ведь на этом месте могла быть Беларусь, повернись события лета 2020 года иначе. Второе — хорошо, что мои родители не дожили до этой поры. Им, настоящим патриотам, фронтовикам, новость о том, что нацизм, как гидра, снова поднимает голову, разбила бы сердце. Мой отец — орденоносец, воевал в партизанском отряде особого назначения под командованием Героя Советского Союза Дмитрия Медведева на территории Западной Украины. Я вырос на рассказах очевидцев о том, как ее освобождали от фашистов-бандеровцев. Нелюдей, которые вспарывали беременным женщинам животы, вешали детей, зверствуя, вырезали целые села… Моя мама закончила войну капитаном медицинской службы, награждена медалью «За оборону Ленинграда». В блокаду она, как и другие ее коллеги-медики, не прекращала работу — спасала жизни. Неудивительно, что патриотизм, огромная любовь, уважение к своей стране у меня на генетическом уровне.

Для Беларуси хочу только самого лучшего — стабильности, мира, процветания. Что для меня патриотизм? Это вклад в развитие государства, его защиту, профессионализм каждого из нас на своем рабочем месте. 
КСТАТИ

Михаил Волков проявил себя еще в начале трудовой биографии. Стал победителем нескольких всесоюзных конкурсов (награжден двумя дипломами I степени Академии педагогических наук СССР), опыт его работы экспонировался на ВДНХ СССР в разделе «Наука и образование». Молодого амбициозного педагога пригласили для выступления на Шаболовку. Планы разрушила перестройка.

naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter