В ОАО «Ракитница» Жабинковского района планируют поднять не менее тысячи гектаров зяби

Без топлива и дождя зябь не поднять

В ОАО «Ракитница» Жабинковского района планируют поднять не менее тысячи гектаров зяби. Площадь увеличивают на 100 гектаров в сравнении с прошлым годом. Пятая часть распахивается с внесением органики — весной на этих участках посеют сахарную свеклу. Остальные поля заправят удобрениями по весне. Механизаторы Евгений СТЕЛЬМАШУК (на снимке) и Валерий Остапук за смену на двоих выдают по 35—40 гектаров. 

Фото Светланы КИСЛОЙ

В «Ракитнице» задействуют все резервы, чтобы не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. 

— Вовремя проведенная зяблевая вспашка — хороший урожай в будущем году, — убежден директор открытого акционерного общества Роман Горох. — Особенно на наших песчаных почвах. 

Наращивают темпы и в ОАО «Городец-Агро» Кобринского района. Еще неделю назад земля была настолько пересохшей, что в хозяйстве всерьез волновались и за состояние посеянных озимых культур, и за подъем зяби. Но в последние дни полило так обильно, что и растения быстро пошли в рост, и плуг в почву идет как нож в масло. 

В «Городце-Агро» подняли уже 400 гектаров зяби. Топливом запаслись накануне. Весь световой день на вспашке задействованы три энергонасыщенных трактора. После завершения уборки кукурузы, которую косят на последних гектарах, к ним добавятся еще два. И техника, по словам главного агронома Снежаны Ячник, не уйдет с полей, пока будет  позволять погода. 

Такое же настроение и у механизаторов ОАО «Винец» Березовского района. Пахотой занимаются Николай Галузко, Николай Зеленко и Андрей Вечорко, которые каждый год готовят почву под озимый и яровой сев. И теперь работа у них спорится – зябь уже подняли более чем на 500 гектарах при плане полторы тысячи.

В Березовском, Кобринском районах, кстати, темпы работ одни из самых высоких в области. В Ивановском, Столинском, Жабинковском аграрии лишь разворачиваются, не преодолев и 5 процентов. В ляховичских и пинских хозяйствах поднято 13–14 процентов зяби. Темпы работ сдерживает дефицит топлива, которое в первую очередь направляют на уборку кукурузы и сахарной свеклы.

По области задание в 240 тысяч гектаров выполнено на 7,6 процента. Ежедневный прирост пока невысокий – около 1 процента. На аналогичную дату прошлого года темпы были примерно такими же. Впрочем, в ближайшие дни они должны возрасти — хозяйства раньше закончили сев озимых и технику перебрасывают на зябь.

Александр КУРЕЦ, «СГ»

kurec.a@mail.ru 

Сладкий бонус


В НЕСВИЖСКОМ районе ОАО «Грицкевичи» и СПК «Агрокомбинат Снов» завершили уборку сахарной свеклы с урожайностью 605 и 614 центнеров с гектара соответственно и с высокой сахаристостью корнеплодов. 
Благодаря правильно выбранной стратегии хозяйства экономически выиграли на ранних сроках. Были подобраны соответствующие гибриды — сахаристого типа, и несмотря на то, что влаги в общем-то не хватило, результат свекловодов порадовал. 

Дожди пошли только на прошлой неделе, и ждать существенной прибавки в урожае не имело смысла. За предыдущую декаду прирост корнеплода составил всего 19 граммов, тогда как при благоприятных погодных условиях корень прибавляет в весе за десять дней до 150 граммов. А тот, кто успел с уборкой с 1 по 20 сентября, заработал существенный бонус от сахарного комбината — за первые десять дней 20-процентную надбавку, а в последующем — 15 процентов к закупочной цене. И если учесть, что продукцию сразу сдавали с сахаристостью выше базисной, то хозяйства ничего не потеряли, а, наоборот, получили большую прибыль.

Несвижская земля благодатна для свеклосеяния, однако без постоянного совершенствования технологии, без применения новинок — в семенах, средствах защиты, техническом оснащении — не обойтись.

На агрокомбинате «Снов» несколько лет назад провели уникальный опыт: образцы почв были отправлены на анализ в специальную лабораторию европейского сахарного концерна. По результатам исследований немецких специалистов разработаны рекомендации по оптимизации объемов внесения различных видов удобрений для повышения рентабельности растениеводческого сектора. Применив эти рекомендации на опытном поле, «Снов» добился существенного снижения затрат на удобрения. Так, норма внесения азотных удобрений в этом случае снизилась более чем в 2 раза по сравнению с прежней практикой. При этом урожайность культуры не только не упала, но даже временами оказалась выше ожидаемой, перевалив за 700 центнеров. 

Опыт показал, что при определенной технологии, метеоусловиях и грамотной работе с органикой можно без подкормок азотом или с меньшими дозами азотных удобрений получить большую урожайность и при этом большую сахаристость.

— В «Снове» ежегодно на опытных полях исследуют разные гибриды, подбирая наиболее подходящие технологии возделывания, — прокомментировал начальник отдела растениеводства Несвижского райсельхозпрода Александр Проскуров. — В технологии ни на шаг не отходят от регламентов, поэтому и добиваются результатов. На Городейский сахарный комбинат с 500-гектарной площади отправили 31422,8 тонны продукции. Самая высокая урожайность в этом году в ОАО «Новая жизнь», где накапывают по 717 центнеров с гектара.

Экономически выгодной культурой в Несвижском районе занимаются все сельхозорганизации. Из 5696 гектаров свеклу осталось выкопать на трети общей площади плантаций. Средняя урожайность корнеплодов – 477 центнеров на круг при сахаристости 17,95 процента.  Планируют управиться до наступления заморозков.

Свекловичное поле Минщины самое большое среди других областей — 37,8 тысячи гектаров. Убрано 50,8 процента площадей при урожайности 385,1 центнера и сахаристости 18,14 процента — самой высокой по сравнению с другими регионами. 

Елена КЛИМОВИЧ, «СГ»

klimovich@sb.by

Рынок не знает сослагательного наклонения


Почему мы отмалчиваемся и не реагируем на беспочвенные обвинения в демпинге по маслу и молоку

РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР ввел ограничения на поставки продукции семи наших перерабатывающих предприятий из-за якобы грубых нарушений законодательства ЕАЭС. Чуть ранее ведомство обвинило нас в масштабном реэкспорте сыроподобных продуктов из Украины. Что стоит за этим?

ЗАЯВЛЕНИЯ и претензии Россельхознадзора в отношении нашей «молочки» возникают с удивительной прогнозируемостью, и после недолгих внутренних проверок и разбирательств так же прогнозируемо разрешаются. С начала года проблемы с поставками нашего продовольствия на 99 процентов связаны с неправильным или неточным оформлением документов. Причем, случаи возврата продуктов питания по другим причинам занимают меньше одного процента от общего объема поставляемой продукции. Поскольку  обвинения долго «не прокатывают», а конкретных аргументов ведомству уже  не хватает, в ход пошло гадание на кофейной гуще.  

Что называю гаданием? Россельхознадзор обвиняет наших экспортеров в масштабном реэкспорте украинских сыроподобных продуктов на основании…     записки главы «Союзмолока» Андрея Даниленко. В ней, в частности, говорится, что в этом году Украина поставила в Беларусь более 4 тысяч тонн сырных продуктов, значительная часть которых затем могла быть отправлена в Россию. Беларусь не в силах освоить такой колоссальный объем ввозимого «сыроподобного продукта» и не увеличивала потребление, считают в «Союзмолоке» и делают вывод: «значительная часть этого суррогатного продукта с помощью переклейки маркировки происхождения товара далее отправляется в  Российскую Федерацию». 

Так в чем проблема? Ловите своих, российских, импортеров, которые этим занимаются. Как Беларусь может проконтролировать переклейку этикеток мелкими шарагами, и не факт, что в Беларуси, которые затем реализуют это у себя?! — самая распространенная реакция на форумах в интернете.

На деле мы знаем, что практика разбавлять наше сливочное масло или «бодяжить» молоко непонятно чем и продавать своим потребителям получившиеся спреды под видом белорусского продукта распространена именно в России. О почти 70 процентах фальсификатов на прилавках магазинов нашей соседки рассказал Роспотребсоюз еще в начале года. Скандал был громким. Беда в том, что потребление в России «отсырело». Производство сыра и сырных продуктов в июле снизилось на 2,1, в августе — на 3,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из-за падающих доходов населения снижается спрос. Согласно Росстату, в августе реальные доходы россиян сократились на 8,3 процента в годовом выражении. При этом средняя цена российского сыра в январе—августе выросла почти на 13 процентов, до 317,3 рубля за килограмм. За восемь месяцев производство молока сократилось, а оборот и доходы молочных комбинатов снижаются. Влияние на объемы российского производства, не скрывают в «Союзмолоке», оказала и конкуренция с завозными сырами, имея в виду, конечно же, белорусов. Что здесь странного? В Беларуси в отличие от России производство молока растет. За 8 месяцев произвели 4,6 миллиона тонн, что на полтора процента больше, чем за аналогичный период 2015 года. 

Что беспокоит членов «Союзмолока» на самом деле? Ничего личного. Только бизнес. 

НЕДАВНО председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко заявил, что около трети объема официально производимого молока в России — это «бумажные» надои. Реальный объем не превышает 20 миллионов тонн, а остальные 10 миллионов тонн — сплошь приписки. Что, как унтер-офицерская вдова, высек сам себя и заодно членов своего союза? В объединение «Союзмолоко» входят транснациональные компании «Данон», «Пепсико» и ряд других крупных агрохолдингов. Какой смысл Даниленко разоблачать официальную статистику надоев, к которой он и его команда накрепко привязаны госдотациями? Но, оказывается, всю вину за приписки бизнесмен свалил на фермеров. 

Однако независимые эксперты хоть и подтверждают массовые приписки в молочной отрасли, связывая их  с размерами госсубсидий за каждый килограмм товарного молока, но делают очень конкретные выводы. С молоком больше химичат  именно крупные холдинги, а уж о транснациональных компаниях «Данон» и «Пепсико» и говорить не приходится. Этих гигантов не раз ловили на некачественной продукции, подмене натурального молока  пальмовым маслом и других производственных хитростях.

Независимые эксперты быстро раскусили агробизнесменов. Так, директор Центра изучения молочного рынка (ЦИМР) Михаил Мищенко считает, что настоящая цель «Союзмолока» далека от заявленной и очень проста — сокращение субъектов получения господдержки и концентрация этой поддержки в руках у тех, кто остался. Другими словами, это попытка организовать закрытый клуб молокопроизводителей, члены которого хотят дорого продавать свое молоко, имея плюс к этому господдержку.  

Собственно, какое нам дело до российских внутренних молочных разборок, спросит читатель. Да нам все равно. Но до тех пор, пока это не касается интересов и доходов наших экспортеров, которые зарабатывают стране валюту. 

В конце концов, то, что Россия ввела контрсанкции против ряда стран и стала фильтровать всю продукцию – проблема самой России. Но при чем здесь мы? Беларусь, когда шла в евразийскую интеграцию не подписывалась на эти войны со всем миром. 

Хотя действительно есть серьезные вопросы, ответов на которые пока не слышно. Например, почему мы отмалчиваемся? Почему никак не реагируем на противоречивые заявления о наших огромных дотациях и необходимости срочной защиты их внутреннего рынка от демпингующих белорусов? Почему не задать встречный неудобный для наших партнеров вопрос о федеральных нацпроектах и объемах их региональной поддержки? Как могут белорусы вредить российскому рынку, демпингуя по маслу и сухому молоку, если это биржевые товары, цена на которые определяется рыночным спросом? 

Сплошные вопросы. И главное — проблема решается слишком медленно. «Союзмолоко» и Россельхознадзор могут быть тысячу раз неправы, но пока по-прежнему именно они «танцуют» нашу «молочку».

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter