Без своего угла

Исповедь бомжа Бездомные обычно не любят называть своих фамилий.
Исповедь бомжа

Бездомные обычно не любят называть своих фамилий. Вот он и представился Антоном. Ему 45 лет. Он коренной брестчанин и бомж с солидным стажем. История, которую он рассказал, типична для многих его, если так можно выразиться, коллег. Давайте наберемся терпения и выслушаем эту исповедь.

Знаниями в школе Антон, мягко говоря, не блистал и в 7-м классе остался на второй год. Самого Антона это не напрягало, а напрягало учителей, которые после 8 лет обучения с чистой совестью выперли юного оболтуса во взрослую жизнь. А парень, расставаясь со школой, не очень-то горевал. Его интересовали деньги, и, недолго думая, он устроился рабочим на стройку. В то время как его сверстники грызли гранит науки и покупали на мамкины деньги пирожки, молодой строитель осваивал азы рабочей специальности вкупе с сопутствующими радостями. Обмывание первой зарплаты прошло как-то неказисто - Антону было очень плохо, но старшие товарищи подбадривали: втянешься, мол. И Тоша втянулся. В армию, кстати, его по состоянию здоровья не взяли. А работа строителя жить не мешала.

Но тут нагрянули новые экономические отношения и началась свистопляска. Сперва чрезмерно злоупотребляющего спиртным молодого человека выгнали со стройки. Антон месяц топил свое горе в стакане, а протрезвев, устроился грузчиком в магазин. Через несколько месяцев умерла старушка-мать, а так как сынок рос без отца, все заботы по похоронам свалились на его плечи. Еще месяц парень поминал мать, после чего узнал, что и магазин в его физической силе уже не нуждается. Дальше начались годы перманентных "трудовых подвигов", перемежавшихся довольно длительными запоями. С работы Антона традиционно увольняли, и сам молодой человек совершенно серьезно считал себя неправедно обиженным, а всех бывших начальников называл сволочами и подлецами. В его квартире периодически обитали непонятно чем занимающиеся дамы, с которыми Антон пытался заводить амурные отношения, и такие же недобитые жизнью сотоварищи. В итоге в один прекрасный день подвыпивший Антон с приятелем в темном переулке выбили в коммерческом киоске стекло и стащили оттуда десяток бутылок пива, сигареты и прочую мелочь. Через час оба были задержаны. Учитывая, что никаких положительных характеристик Антон не имеет и ничего хорошего в своей жизни обществу не сделал, суд на четыре последующих года отправил его за решетку.

Выйдя на свободу, бывший зэк вынужден был несколько скорректировать свое поведение. К этому вынудили сложившиеся обстоятельства. За время отсидки его квартира перешла в собственность города, и Антон остался без крыши над головой. Сперва он ночевал у родственников и знакомых, втихаря пропивая их вещи. Но вскоре и родня от такого постояльца отказалась. Дальше начались мытарства по квартирам таких же, как он сам, приятелей, которым после некоторых событий оказался должен ящик водки. Спиртное должник не отдавал, и друзья, набив ему "для профилактики" физиономию, пообещали отрезать уши. В жизни наступила черная полоса. Антон понял, что свою судьбу надо менять кардинально и... поменял место существования, перебравшись по совету людей знающих в более благоприятный город Минск.

Теперь Антон - коренной минский бомж. Уже шестой год он ошивается по столичным подворотням, собирает бутылки, макулатуру и считает себя вполне самодостаточным. Летом Антон живет на чердаках и в подвалах, зимой - в колодце теплопровода. И все его, в принципе, устраивает. Вот только однажды появилась ну о-очень серьезная проблемка. Прошлой зимой Антон жил с Катей, такой же бомжихой. И Катюха "наградила" его сифилисом. Пришлось проваляться два месяца в больнице. А так у Антона все хорошо. Менять что-либо в своей жизни он не собирается. Зачем? В день на бутылках и бумаге он зарабатывает пару тысяч. И есть ли смысл ради таких же денег вкалывать на заводе? Он уверен - нет.

В нашей стране таких, как Антон, - тысячи. У каждого своя история падения, своя правда и своя судьба. Одни пропивают квартиры, другие лишаются жилплощади после отсидки в местах лишения свободы, третьих выгоняют на улицу бывшие супруги. Есть, правда, и такие, которых лишили жилья мошенники, но их не так уж и много. В основном бомжи - люди, как утверждают врачи, с нарушенной психикой. К примеру, есть категория стариков, которые впадают в маразм и сами убегают из дома, предпочитая шатание по свалкам тихой и спокойной старости.

По словам сотрудников правоохранительных органов, раньше проблемы бомжей не существовало. Носители этой проблемы сидели в колониях, так как в законодательстве была статья за тунеядство. Потом статью отменили и общество нос к носу столкнулось со своими отбросами. Запашок оказался не из приятных, однако и избавиться от него не получилось. Вновь заполнять бомжами "зоны" было не только экономически невыгодно, но и аморально: ведь отсутствие места жительства - это не преступление. Дарить новые квартиры людям, которые по собственной глупости их потеряли, в то время как тысячи граждан работают на благо страны и ютятся в коммуналках и общежитиях, по меньшей мере нелогично. Тогда общество попыталось понять и помочь своим обездоленным представителям. И хоть проблему эта помощь не решала, она подарила бомжам альтернативу.

Сегодня в стране действует 22 многопрофильных дома, в которых бродяги могут переночевать, помыться и поесть. Кроме того, в городах открыты пункты регистрации лиц без определенного места жительства. По словам сотрудника минского пункта Павла Даньшова, в столице на сегодняшний день зарегистрировано 1.568 бомжей. Но это лишь те бродяги, которые пожелали регистрироваться. Поэтому реальная численность бомжей в Минске гораздо выше. Кроме того, в пункте регистрируются исключительно люди, имевшие раньше минскую прописку. Только в нынешнем году здесь поставили на учет 254 "новобранца". Часть из них лишились жилья по решению суда, часть - продали или пропили свои квартиры. Среди бомжей есть и те, кто остался без жилплощади благодаря коммерции - заложил квартиру под банковский кредит или погасил ею собственную задолженность. Такие люди, как правило, вновь становятся на ноги. В пункте регистрации им находят работу, и вчерашние бомжи получают место в общежитии. Только в этом году такую прописку получил 71 человек. Для них жизнь началась заново. Конечно, нет никаких гарантий, что они вновь не скатятся на дно. Однако таким людям всегда готовы помочь, приободрить и отправить в большую жизнь. Было бы у них самих желание.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter