Мастера глубокского Дома ремесел по фотографиям почти столетней давности воссоздали убранства жителей района

Без свиты и магерки в люди ни ногой

Несколько нарядов мастера глубокского Дома ремесел подсмотрели на участниках «Дажынак» 1934 года


За нынешними трендами в моде нынче следить несложно — глянцевые журналы с советами стилистов, индивидуальные консультации по подбору подходящего образа… А как одевались со вкусом представительницы прекрасного пола, предположим, лет сто назад? Здесь выручали собственные навыки — шитье и ткачество. Технологии производства, прямо скажем, не из простых. Однако кропотливую работу по воссозданию аутентичных образов из прошлого освоили мастера из Глубокого. Были основания — захотелось восстановить давно утерянный глубокский строй. Помогли умелицам в этом деле снимки, которые сохранились у старожилов. Именно по ним мастера собственноручно составили уникальные комплекты, которые носили жительницы района десятилетия назад.

Екатерина Клепацкая освоила технику шаповальства

ВИТЕБЩИНА один из тех регионов, который едва ли не первым утерял исторические особенности костюма. Этот факт подтолкнул глубокских мастеров из Дома ремесел заняться поиском материалов, которые могли бы подсказать, как одевались женщины в начале XX века. «Ездили по деревням, разговаривали с местными жителями, искали семьи, где родственники издавна занимались ткачеством, — вспоминает, как по крупицам собирали информацию по глубокскому костюму, директор Дома ремесел Светлана Сковырко. — Повезло случайно: в семейном альбоме уроженки райцентра Людмилы Порфирьевны Масловой сохранилась фотография 1930-х годов. На ней — ее мать с подругой в богатом убранстве. Снимок, можно сказать, и послужил отправной точкой в работе по реконструкции региональных костюмов.  Так называемые краковские убранства и стали первыми в коллекции глубокских умелиц.

Вытканная деталь - главный элемент декора модниц прошлого века

За дело взялась вся команда — на мастера по ткачеству Елену Михайловскую легла работа по изготовлению юбок к женскому наряду, декору сорочек — тканых вставок, платков. Шила же костюм младший научный сотрудник Татьяна Корнеева. В комплекте в дополнение — кажушок. Зимний образ готов.

Елена Михайловская занята ткачеством рушника

На второй костюм — девичий — сотрудники наткнулись в польском архиве, где была собрана информация о праздновании «Дажынак» в Глубоком в 1934 году. «Там мы тоже «подсмотрели» несколько нарядов, — вспоминает Татьяна Гордеевна. — В первую очередь девичий костюм — летний вариант. Добавили к нему свиту (пальто на современный лад), украсили платком, и получился законченный наряд.

Директор Дома ремесел
Светлана Сковырко

В РУЧНОЙ работе мастеров обращают на себя внимание украшения костюмов модниц тех времен. В тренде сто лет назад были, бесспорно, вытканные детали. На них специализировалась Елена Михайловская. Вставки с орнаментом, незаменимый атрибут в зимнем наряде — платок, фартуки, юбки… Для каждого предмета — своя технология. Последняя, например, в технике «Елочка», или по-иному — саржевое переплетение. 

— Его использовала еще моя бабушка. Спрашивала, как раньше ткали юбки, так она и рассказала, что все «спадніцы былі ў ёлачку». Смотрите, вот на таком ткацком станке и получаются уникальные наряды, — знакомит с древним ремеслом Елена. — Сложность в том, что на начальном этапе нужно правильно заправить нитки — сосчитать их, отобрать по две и протянуть еще нить, иначе нужного узора не видать. Работа кропотливая. 

В саржевом переплетении, которое и использовала мастер для воссоздания юбки, уток проглядывает лишь через две линии основы, образуя рисунок в виде диагональных отрезков.  Для воссоздания старинного убранства мастер использовала в основном натуральные нитки: для передника — льняные, для юбки — шерстяные и акриловые.   

У костюма тех времен особенность: юбка выполнена из нескольких кусков ткани. Впереди она более светлая. Так визуально кажется, будто комплект состоит из двух отдельных элементов — самой юбки и передника. Делали это тамошние портнихи для экономии материала. Еще одна деталь — одежда была на завязках. Так подходила и для повседневной носки, и для того времени, когда женщина ждала ребенка — юбку можно было расширить.

Татьяна Корнеева демонстрирует наряд глубокских дам 1930-х годов

В ЛЮБОМ наряде, поясняют рукодельницы, незаменимый атрибут — аксессуары. Дополнение к мужскому костюму, который тоже есть в глубокской коллекции (состоит из льняных сорочки и штанов) — магерка. В Доме ремесел освоили и эту технику производства головных уборов. Мастер по валянию Екатерина Клепацкая собрала целую коллекцию «шляп» — широкая гамма цветов шерсти, с узорами и орнаментом: «Это универсальный элемент убранства: магерку носили как зимой — она защищала от холодов, так и летом. В жару, как ни странно, держала голову в холоде. Считалось, что она добавляла владельцу статусности. Кстати, магерки носила и труппа Игната Буйницкого, основателя первого профессионального белорусского театра». 

Сделать убор не так просто, для этого мастеру нужно подготовить шерсть, помыть ее и только затем начинать валять. Издавна промысел считался мужским, ведь требовал определенных навыков и силы. Сейчас справляется с ним и местный мастер Екатерина. 

Кстати, современным модницам познакомиться с коллекцией пойдет на пользу — в тренде ведь сейчас натуральные ткани и удобный крой. Наряды, нужно сказать, востребованы — в них выступают на всех районных праздниках, возили гардероб для представления и в соседние районы. Так по крупицам в райцентре восстанавливают свой неповторимый, глубокский строй.

bizyk@sb.by

Фото автора

P.S. Мы напоминаем, что в этом году «СГ» заглядывает в шкафы и сундуки жителей деревень и райцентров, чтобы отыскать интересные предметы гардероба. Героями проекта станут те, кто не мыслит свою жизнь без шитья, вязания и вышивки, кто собрал невообразимую коллекцию различных аксессуаров или одежды, кто хранит дома платья или костюмы с вековой историей. Весь год мы будем рассказывать о таких сельских дизайнерах и коллекционерах, а в конце 2017-го выберем самого модного. Повлиять на исход стильного поединка сможете и вы, наши читатели. Впрочем, об этом чуть позже. А пока приглашаем всех желающих к участию — ждем звонков по телефону (8-017) 287-18-43. Выберем самые оригинальные предложения и приедем в гости!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter