Несколько нарядов мастера глубокского Дома ремесел подсмотрели на участниках «Дажынак» 1934 года
За нынешними трендами в моде нынче следить несложно — глянцевые журналы с советами стилистов, индивидуальные консультации по подбору подходящего образа… А как одевались со вкусом представительницы прекрасного пола, предположим, лет сто назад? Здесь выручали собственные навыки — шитье и ткачество. Технологии производства, прямо скажем, не из простых. Однако кропотливую работу по воссозданию аутентичных образов из прошлого освоили мастера из Глубокого. Были основания — захотелось восстановить давно утерянный глубокский строй. Помогли умелицам в этом деле снимки, которые сохранились у старожилов. Именно по ним мастера собственноручно составили уникальные комплекты, которые носили жительницы района десятилетия назад.
Екатерина Клепацкая освоила технику шаповальства
Вытканная деталь - главный элемент декора модниц прошлого века
За дело взялась вся команда — на мастера по ткачеству Елену Михайловскую легла работа по изготовлению юбок к женскому наряду, декору сорочек — тканых вставок, платков. Шила же костюм младший научный сотрудник Татьяна Корнеева. В комплекте в дополнение — кажушок. Зимний образ готов.
Елена Михайловская занята ткачеством рушника
На второй костюм — девичий — сотрудники наткнулись в польском архиве, где была собрана информация о праздновании «Дажынак» в Глубоком в 1934 году. «Там мы тоже «подсмотрели» несколько нарядов, — вспоминает Татьяна Гордеевна. — В первую очередь девичий костюм — летний вариант. Добавили к нему свиту (пальто на современный лад), украсили платком, и получился законченный наряд.
В РУЧНОЙ работе мастеров обращают на себя внимание украшения костюмов модниц тех времен. В тренде сто лет назад были, бесспорно, вытканные детали. На них специализировалась Елена Михайловская. Вставки с орнаментом, незаменимый атрибут в зимнем наряде — платок, фартуки, юбки… Для каждого предмета — своя технология. Последняя, например, в технике «Елочка», или по-иному — саржевое переплетение.
— Его использовала еще моя бабушка. Спрашивала, как раньше ткали юбки, так она и рассказала, что все «спадніцы былі ў ёлачку». Смотрите, вот на таком ткацком станке и получаются уникальные наряды, — знакомит с древним ремеслом Елена. — Сложность в том, что на начальном этапе нужно правильно заправить нитки — сосчитать их, отобрать по две и протянуть еще нить, иначе нужного узора не видать. Работа кропотливая.
В саржевом переплетении, которое и использовала мастер для воссоздания юбки, уток проглядывает лишь через две линии основы, образуя рисунок в виде диагональных отрезков. Для воссоздания старинного убранства мастер использовала в основном натуральные нитки: для передника — льняные, для юбки — шерстяные и акриловые.
У костюма тех времен особенность: юбка выполнена из нескольких кусков ткани. Впереди она более светлая. Так визуально кажется, будто комплект состоит из двух отдельных элементов — самой юбки и передника. Делали это тамошние портнихи для экономии материала. Еще одна деталь — одежда была на завязках. Так подходила и для повседневной носки, и для того времени, когда женщина ждала ребенка — юбку можно было расширить.
В ЛЮБОМ наряде, поясняют рукодельницы, незаменимый атрибут — аксессуары. Дополнение к мужскому костюму, который тоже есть в глубокской коллекции (состоит из льняных сорочки и штанов) — магерка. В Доме ремесел освоили и эту технику производства головных уборов. Мастер по валянию Екатерина Клепацкая собрала целую коллекцию «шляп» — широкая гамма цветов шерсти, с узорами и орнаментом: «Это универсальный элемент убранства: магерку носили как зимой — она защищала от холодов, так и летом. В жару, как ни странно, держала голову в холоде. Считалось, что она добавляла владельцу статусности. Кстати, магерки носила и труппа Игната Буйницкого, основателя первого профессионального белорусского театра».
Сделать убор не так просто, для этого мастеру нужно подготовить шерсть, помыть ее и только затем начинать валять. Издавна промысел считался мужским, ведь требовал определенных навыков и силы. Сейчас справляется с ним и местный мастер Екатерина.
Кстати, современным модницам познакомиться с коллекцией пойдет на пользу — в тренде ведь сейчас натуральные ткани и удобный крой. Наряды, нужно сказать, востребованы — в них выступают на всех районных праздниках, возили гардероб для представления и в соседние районы. Так по крупицам в райцентре восстанавливают свой неповторимый, глубокский строй.
bizyk@sb.by
Фото автора