Без страха и упрека

Что изменится в правилах "автогражданки" и как будет возмещаться причинение ущерба?

 С 1 июля на рынке страховых услуг грядут серьезные новации, которые наверняка привлекут внимание всех автовладельцев. Соответствующий указ Президент подписал еще в середине апреля. Пожалуй, самое интересное и долгожданное новшество заключается в том, что теперь страховая компания будет компенсировать автовладельцу фактические расходы на ремонт поврежденного в ДТП автомобиля. Правда, за вычетом стоимости обновления деталей. Как это будет выглядеть на практике? И чего еще ждать автомобилистам на страховом рынке?

Кто кому должен

Где-то дней десять назад с приятелем приключился неприятный казус. Возвращаясь с работы, он припарковал свой “Фольксваген Гольф” у торгового центра и отправился за покупками. Каково же было его удивление, когда по возвращении он увидел на правом крыле своей “ласточки” вмятину. Небольшую, размером с блюдце, но настроение, как вы понимаете, было безнадежно испорчено. Вокруг, чертыхаясь, растерянно суетился виновник происшествия, молодой парень лет 20—22. Оказывается, он выезжал со стоянки и, выруливая задним ходом, умудрился зацепить своим “опелем” соседнюю машину. То ли опыта не хватило, то ли ворон в небе считал — поди сейчас разберись. Но факт налицо, надо возмещать ущерб.

Поскольку повреждение незначительное, решили договориться без вызова ГАИ. Но уже после нескольких минут дискуссии стало ясно, что в цене сойтись не получится. В итоге все же пришлось обращаться за помощью к сотрудникам Госавтоинспекции. О чем впоследствии приятель сильно пожалел, поскольку страховщики оценили ущерб в сумму сто двадцать долларов, а ремонт на СТО обошелся на тридцать долларов дороже. Плюс затраты на бензин и потеря времени, поскольку товарищ живет не в Минске и, чтобы уладить все вопросы, ему пришлось дважды отпрашиваться с работы.

Директор одной из столичных СТО Алексей Дудич в беседе со мной подтвердил: в последнее время белорусы все чаще жалуются, что страховые компании возмещают им ущерб в гораздо меньшем размере, нежели они фактически тратят на восстановление авто после аварии. Однако уже на следующей неделе ситуация изменится и автовладельцы могут рассчитывать на полную компенсацию фактических затрат на ремонт.

Европейский подход

В Белорусском бюро по транспортному страхованию нам объяснили, что первоначальные действия автовладельца после ДТП остаются неизменными: он обращается к страховщику, показывает машину оценщику, тот составляет акт осмотра и заключение о размере вреда. А вот дальше пострадавший выбирает из трех вариантов наиболее приемлемый для себя. Он может по старинке получить расчетную сумму наличными и сам решить, где и как ему ремонтировать авто. Второй вариант предполагает, что потерпевший чинит машину в любом автосервисе, приносит чеки и страховая компания оплачивает ремонт, исходя из стоимости нормо-часа работ, установленной на данной СТО, и фактической стоимости использованных материалов и запчастей с учетом износа.

Третий вариант сами страховщики называют европейским. Его суть в том, что страховая компания предлагает клиенту отремонтировать машину на той СТО, с которой у компании заключен договор. В данном случае страховщик сам оплачивает ремонт, а страхователь получает восстановленный до предаварийного состояния автомобиль. По мнению генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Сергея Рабецкого, новые правила направлены на защиту интересов автовладельцев, пострадавших в ДТП.

— Мы прогнозируем, что страховые выплаты заметно возрастут. Кроме того, новые условия будут стимулировать граждан осуществлять ремонт на сертифицированных станциях техобслуживания, — уточнил Сергей Владимирович.

Другое важное изменение касается увеличения размера страховой выплаты при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГАИ — с нынешних 200 до 400 евро. Резон в этом есть. В столичной Госавтоинспекции рассказали, что сегодня далеко не каждый автомобилист, попавший в мелкое ДТП, соглашается оформить документы без вызова ГАИ. Причина не только в неумении правильно заполнить документы. У людей возникают сомнения в стоимости будущего ремонта, говорит сотрудник экипажа ДПС Николай Амельченко. В самом деле, 200 евро — сравнительно небольшая сумма, и определить на глазок, хватит ли этих денег для ремонта, несведущему человеку бывает очень сложно. Именно поэтому страховые выплаты решили повысить вдвое. В Госавтоинспекции полагают, что такая мера будет стимулировать участников ДТП оформлять большее количество аварий, не требующих предварительного расследования. А это значит, что и заторов на наших улицах станет меньше, и время тех, кто попал в ДТП, будет сэкономлено. Опять же сделан еще один шаг к европейскому опыту, ведь во многих странах полиция выезжает только на происшествия с пострадавшими.

Штрафной взнос

Действующая система бонус-малус (система скидок и надбавок. — Прим. авт.) также претерпит изменения.

— Сегодня за безаварийное вождение положена страховая скидка — по 10 процентов в год, — объясняет Сергей Рабецкий. — За пять лет можно получить максимальную скидку в половину стоимости страховки. По новым правилам, если автовладелец попадет в ДТП по своей вине, он лишится всех заработанных скидок, да еще получит повышенный размер страхового взноса, так называемую штрафную надбавку.

Стоит отметить и такое новшество, как снятие ограничений на трехкратный лимит ответственности в случае причинения вреда в ДТП нескольким потерпевшим. На сегодняшний день трехкратный лимит ответственности составляет 30 тысяч евро. То есть при массовой аварии, в которой повреждено несколько машин, указанную сумму приходится делить на всех. На деле получается так, что если за страховым возмещением первым обращается владелец дорогой иномарки, он сразу вынимает из лимита положенную ему компенсацию и другим участникам ДТП достается мизер.

— С 1 июля лимит на совокупную сумму возмещения снимается, и каждый из участников ДТП сможет получить до десяти тысяч евро в зависимости от степени причиненного вреда, — пояснили в страховом бюро.

Автомобилисты задаются вопросом: не подорожает ли в связи с этими новациями “автогражданка”? В самом указе про это ничего не сказано, стало быть, размер взносов остается прежним. Во всяком случае, пока. Однако в перспективе специалисты не исключают обсуждения данного вопроса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter