Персонажи Михаила Боярского неотделимы от истории советского кино

Без страха и упрека

Хорошо это или плохо, когда актер становится заложником собственного амплуа? Должен ли он с ним бороться и каждый раз бросаться на «амбразуру» сложившегося стереотипа? Вопросы скорее риторические. Безусловно, амплуа есть у каждого актера. Юбиляр этой зимы, настоящий петербуржец, народный артист России Михаил Боярский в своей карьере играл современников, но популярным стал благодаря многочисленным костюмным ролям. За это его любит зритель. Михаил Боярский, как и еще несколько актеров, стал олицетворением настоящего мужчины из приключенческого романа. Шпага, лошадь, плащ — без этих атрибутов сложно представить настоящий экранный образ Боярского. Сегодня его широкополая черная шляпа — главный талисман и часть имиджа, без нее Михаила Сергеевича сложно себе представить.



Он родился в семье актеров Театра имени Комиссаржевской Сергея Боярского и Екатерины Мелен­ть­е­вой. Актером был и дядя Николай Боярский. Но родители хотели, чтобы Миша стал музыкантом. «Это огромный труд, а я ленив», — позже скажет он. К концу учебы в музыкальной школе при консерватории он все же решил ­идти в театральный институт. Тем не менее музыкальный талант остался при нем и не однажды еще пригодился.

Михаил Боярский попал на прослушивание к маститому Игорю Владимирову и был зачислен в труппу популярного театра имени Ленсовета. Играл, как и все в массовке. Но, разумеется, от продолжателя династии ждали большего, и шанс проявить себя ему скоро представился. Владимиров взял его на роль Луиса в спектакль «Дульсинея Тобосская», где главную роль играла Алиса Фрейндлих. И его заметили. Популярность принесла и роль Трубадура в мюзикле «Трубадур и его друзья». Принцессу играла Лариса Луппиан, позже ставшая его супругой. «Алиса Фрейндлих, Анатолий Равикович, Алексей Петренко — это те актеры, которые работали тогда в театре и к которым хотелось тянуться», — говорил Михаил Сергеевич.

В кино известность пришла не сразу. И роли были разные. И амплуа, прославившее его, появилось не вдруг. Он редко играл современников. Можно вспомнить Сильву в «Старшем сыне», романтика Виктора Селезнева в сериале Дмитрия Астрахана «Зал ожидания», энергичного Геннадия Васютина в «Самом лучшем дне». Но зрители, особенно женщины, обожают его Теодоро («Собака на сене»), Налимова («Сватовство гусара»), д’Артаньяна из саги «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича, импозантного шевалье де Брильи из телефильма Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!». Сказать, что мушкетерский фильм стал в свое время популярным, значит, ничего не сказать. Он стал культовым, а песни Максима Дунаевского и цитаты из него ушли в народ. В свое время много поклонников было и у телевизионных гардемаринов. Несмотря на то что Боярский играл коварного злодея, зрители ему все прощали, потому что он искренне и преданно любил героиню Татьяны Лютаевой. Кроме того, в богатой фильмографии находим персонажей из фильмов «Соломенная шляпка», «Мама», «Тартюф», «Королева Марго», «Дон Сезар де Базан», «Тарас Бульба».

Рядом с Михаилом Боярским всегда были и песни, многочисленные хиты композиторов Виктора Резникова, Максима Дунаевского, Геннадия Гладкова, Владимира Мигули, Владимира Преснякова, а также записи на телевидении, концерты, телевизионные «огоньки». Трудно найти более поющего актера, разве что можно вспомнить Марка Бернеса или Николая Караченцова. Боярский записал более 600 песен разных авторов, а в декабре 2019 года выпустил двойной альбом «Юбилейный» с неизданными композициями.

С годами в актерской и человеческой харизме Михаила Боярского добавились новые грани. Он был ведущим нескольких телепроектов, где проявил себя еще и как талантливый интервьюер, чутким и проницательным членом жюри телевизионных шоу «Точь-в-точь» и «Голос. 60+», способным оценить чужой талант по достоинству. Хотя стал более категоричным оценкам. Сам себя называет консерватором, не принимающим сложный ассоциативный театр современных режиссеров. После определенного перерыва снова вышел на театральную сцену, когда-то прославившую его для ленинградской публики. В 2009 году сыграл в театре имени Ленсовета вместе с супругой Ларисой Луппиан в комедии «Смешанные чувства» к своему 60-летию. Спектакль идет в репертуаре до сих пор. (Эту сентиментальную и смешную историю можно видеть и в Минске в репертуаре Театра-студии киноактера.) К нынешнему юбилею артиста состоялась премьера спектакля «В этом милом старом доме» по пьесе Алексея Арбузова в постановке режиссера Олега Левакова.

Супруга артиста стала художественным руководителем театра имени Ленсовета, дочь Елизавета Боярская — признанная актриса, звезда Малого театра Европы под руководством Льва Додина и многочисленных фильмов. Сын Сергей занимается политикой.

Недавно в одной из телепередач «Судьба человека» Михаил Боярский вдруг вспомнил о сложном периоде в своей жизни, когда неожиданно потерял родного брата. Александр Боярский трагически погиб в возрасте 42 лет в результате несчастного случая. Он тоже был актером театра и кино и, по мнению Михаила Сергеевича, более талантливым, чем он сам. Это брат привил ему любовь к искусству и актерской профессии, посещая с ним театры и заставляя читать книги. Александр погиб во время гастролей в Болгарии, когда штормовая волна унесла его в море. «Брат был для меня всем. Когда ему было 42 года, он поехал на гастроли в Болгарию. Была жара, объявили штормовое предупреждение. Его унесло в море. Прихватило сердце, и он утонул. Его вытащили, но сердце уже не билось», — рассказал Михаил Боярский.

Увы, так устроена жестокая актерская профессия — всю свою боль и свои потери актеры переплавляют в экранные эмоции, чтобы мы в который раз снова восхитились их мужеством, красотой и благородством. 

КСТАТИ

В театре имени Ленсовета к юбилею Михаила Боярского состоялась премьера спектакля «В этом милом старом доме» по пьесе Алексея Арбузова в постановке режиссера Олега Левакова. По жанру спектакль обозначен как водевиль-мелодрама. Классик советской драматургии Алексей Арбузов — неслучайный автор для питерского театра. Когда им руководил Игорь Владимиров, на сцене с огромным успехом шли пьесы Арбузова «Таня», «Мой бедный Марат», «Старомодная комедия», «Нечаянный свидетель», «Победительница».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter