Новые требования FIS грозят скандалом в лыжных гонках и биатлоне

Без смазки не катят

Лыжники и биатлонисты грозят бойкотировать сезон из-за новых требований к мазям

В зимних видах спорта нынче шумно. И дело не в сумбурном из-за коронавируса согласовании календаря. Тема использования (а точнее, его запрета) фтора в смазочных лыжных формулах может поставить на уши почти весь зимний спорт.

Фото БЕЛТА

Пофторите

Соревнования в XXI веке — это не только про силу мышц. И даже не всегда про фармацевтику. Когда счет на сотые доли секунды, экипировка и инвентарь также играют огромную роль в том, на какой строчке итогового протокола окажется атлет. В лыжных гонках и биатлоне над вопросом, как ускорить человека, чаще всего колдуют целые бригады. Технологии, как в боксах «Формулы-1». На соревнования отправляются целые передвижные лаборатории. Специалисты откатывают десятки километров, чтобы подобрать нужную структуру и состав смазки. Сейчас все это готово пойти прахом. Говорят, из-за экологии.

Сама по себе инициатива Международного лыжного союза выглядит благородно. В мазях, которые повсеместно применяют и лыжники, и биатлонисты, используется фтор. Выяснилось, что весной он никуда не исчезает, а после таяния снега попадает в почву. И это — вредно. Но запрет, который должен вступить в силу уже в декабре, может привести не к вредным последствиям, а к настоящей катастрофе в зимних видах спорта. Настолько серьезной, что немецкие сервисмены выдвинули ультиматум: если решение и сроки не будут пересмотрены, представители Германии попросту откажутся принимать участие в соревнованиях. В том числе — в этапах Кубка мира. Позицию немцев, к слову, разделяют и в других командах. 

Примеров, насколько существенное влияние на результаты в лыжах и биатлоне может иметь ошибка в выборе типа или структуры мази, полно. Сейчас на топовых турнирах снег на трассе чаще всего искусственный, покрытие стирается моментально. А то, в котором много фтора, держится гораздо дольше. Даже если это «дольше» — всего пара-тройка километров, преимущество будет очень существенным. Один из ведущих белорусских тренеров по лыжным гонкам Виктор Камоцкий, успевший поработать как со спорт­сменами, так и с их инвентарем, убежден: пока в ситуации вопросов гораздо больше, чем можно отыскать ответов:

— Дело в том, что фтор содержится даже в самом пластике, из которого изготавливают лыжи. То есть уже с фабрики инвентарь может «фонить». А пороговые значения, после которых содержание будет считаться нарушением, никто не обозначил. Как в этом случае быть с вакс-кабинами на соревнованиях? Мы, например, на этапах Кубка мира уже лет 15 пользуемся одной и той же вакс-кабиной. Там фтор везде. Зашли, подняли пыль с пола, включили вытяжку — все, мы нарушители. И как с этим быть, никто не ответит. А фуры, которые ведущие сборные возят с собой для подготовки лыж? Их сдавать на металлолом? 

Что считать моторчиком?

ФОТО БЕЛТА

Главная проблема, как оказалось, в технике. Случаи, когда в спорте решали отказаться от прорывных технологий или ограничить их применение, уже были. На регламенты вынуждены ориентироваться производители велосипедов и лодок. Есть требования к легкоатлетической обуви. Если эти границы снять, в течение сезона соревнования превратятся не в спор сильнейших и быстрейших, а в войну производителей и бюджетов. Самым же наглядным примером здесь является плавание. Отказ от использования спортсменами неопреновых костюмов несколько лет назад привел к существенному падению результатов, показав роль технологий в спорте. 

Но лыжи — другое дело. Проконтролировать, вышли пловцы на старт в комбинезонах или же в обычных купальниках и плавках, просто. Можно даже на глаз. Лодки и велосипеды взвешивают и проверяют на отсутствие моторчиков (были прецеденты). Протестировать лыжи и разработать четкую и понятную систему санкций к нарушителям — куда сложнее. Прибор, на который возлагались главные надежды при тестировании, подвел — он признал несоответствующим по регламенту даже специально очищенный от смазки инвентарь. То есть совершенно неясно, что делать с теми лыжами, которые используются сейчас. По идее, их нужно заменить на новые, при этом у спортсменов даже среднего уровня может единовременно находиться в обращении несколько десятков пар! То же самое, к слову, касается и всего оборудования сервисменов — от столов до щеток. Нет у FIS ответа, кто будет нести наказание в случае обнаружения нарушений: спортсмен или сервисмены? Наконец, каким будет это наказание? Не отстранять же нарушителя на два года, как за использование запрещенных препаратов. По мнению специалистов, если новый регламент FIS запустит уже в ближайшем декабре и без существенных доработок, нас ждут махинации покруче допинговых. Простор для творчества здесь, по словам Камоцкого, просто необъятный:

— Предположить, кто может оказаться в выигрыше, сложно. Пострадать могут даже норвежцы, у которых используется уйма оборудования и годами отработаны технологии подготовки. Добавить фтор конкурентам — нет вовсе никаких проблем. Если для того, чтобы подсыпать допинг в еду или питье нужно химичить с бутылками, выжидать момент, то здесь достаточно просто рассыпать фтор на снег в стартовом городке или рядом с вакс-кабинами. Или провести по лыжам перчаткой. Если сегодня практически в каждой стране находятся те, кто не брезгует экспериментами с допингом, почему не переключиться на фтор? Между прочим, начальник сервис-бригады сборной Норвегии по лыжным гонкам Стейн Олав Снерсруд на днях уже обмолвился, что скандинавы попробуют замаскировать фтор на лыжах, чтобы «проверить надежность применяемых тестов».

Ищите выгоду

Попытаться найти тех, кто извлечет из нынешней ситуации выгоду, все же можно. И это точно не экологи: в новых реалиях (если устраивающий всех компромисс все же найдется) быстро разберутся топовые компании-производители. Финская Vauhti Speed Oy, например, уже презентовала линейку мазей PURE, в которой используются инновационные добавки, позволяющие добиваться максимального скольжения без фтора. Вот-вот подобные продукты выкатят и основные конкуренты — норвежский Swix и шведский Skigo. Да, с ними нужно еще научиться работать, перестроить методики, провести сотни километров обкатки. Но очевидно, что первыми, кому достанутся эти разработки, будут национальные команды стран, в которых находятся «смазочные» гиганты. И это, в свою очередь, еще больше увеличит разрыв между лидерами и аутсайдерами в спорте. 

К слову, заседание FIS, которое должно пролить свет на перспективы работы сервисменов, предварительно назначено на 12 октября. 

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter