Без скромности в быту

Стандарты сферы услуг
Стандарты сферы услуг

От своего пожилого отца, живущего в маленькой полесской деревушке, моя приятельница всегда возвращается с огромным узлом постельного белья. «Старую «Оку» мастер посоветовал выбросить, а вручную 75–летний мужчина, сама понимаешь, нормально не постирает, — вздыхает Ольга, загружая в очередной раз простыни и наволочки в машину–автомат. — Работала бы там прачечная, не было бы такой необходимости».

Но прачечной в той деревушке сроду не было. Ни лет 20 назад, когда со стрижкой, пошивом платья, фотографией или другими бытовыми услугами у сельчан не возникало особых проблем, ни тем более в середине 90–х, когда окна многих когда–то оживленных комплексных приемных пунктов забили наглухо, а огромные площади районных комбинатов бытового обслуживания отдали под торговлю...

Похоже, ни одна отрасль не пострадала так сильно в перестроечные годы, как бытовое обслуживание. Дошло до того, что заменить набойки на каблуках или отремонтировать телевизор для сельчанина стало неразрешимой проблемой. Лишь в последнее время, бывая в командировках, я стала узнавать оптимистичные новости из жизни сельской «бытовки». В какой–то деревушке вновь открыли комплексный приемный пункт, где–то комбинат бытового обслуживания стал помогать деревенским жителям в обработке огородов и помоле зерна, в бюджете одного из районов нашлись деньги на покупку нового оборудования для химчистки. Это были первые плоды работы по внедрению социальных стандартов, начатой по поручению Президента для того, чтобы обеспечить каждого жителя страны минимумом услуг, необходимых для жизни.

«Сегодня восстановлена система бытового обслуживания, обеспечено выполнение всех 11 показателей социальных стандартов в отрасли, — заявила генеральный директор ГО «Белбыт» Анна Лаврукевич. — За последние 3 года в отрасль вложено около 28 млрд. рублей, благодаря чему в прошлом году предприятия оказали на треть больше всех видов услуг».

И все же пока «бытовая» отрасль напоминает новый дом без отделки. Да, сделано немало. В том числе и на селе. В прошлом году, например, построено 48 новых комплексных приемных пунктов в агрогородках, 117 капитально отремонтированы. На протяжении трех последних лет закупается новое оборудование для прачечных и химчисток. Около 4 млрд. бюджетных рублей выделено на приобретение транспорта комбинатами бытового обслуживания для выездов в удаленные деревни. Чтобы цена услуг была доступна для людей, указом Президента недавно продлены льготы для предприятий «бытовки», работающих на селе. В частности, они освобождены от налога на прибыль, НДС, арендной платы. Сэкономленные на этом деньги будут направлены на модернизацию, чтобы повысить качество, объемы и ассортимент услуг.

Ведь сегодня и запросы у сельчан другие, чем были, скажем, лет 10 назад. Помимо традиционного ремонта одежды, фотоуслуг и парикмахерской, люди хотят иметь возможность отремонтировать мебель, взять напрокат компьютер, морозильник или роликовые коньки. Стоило, например, бытовикам в течение двух последних лет закупить на 1 млрд. рублей новые холодильники и телевизоры, как рост услуг проката вырос в 4 раза. А это — деньги предприятий отрасли, их финансовое здоровье. «Ориентация на запросы людей, удовлетворение их потребностей станут главной задачей наших предприятий на ближайшие годы, — подчеркнула Анна Лаврукевич. — В этом году мы завершим полностью телефонизацию сельских приемных пунктов, проведем переобучение их работников».

Качество, сроки и доступность — три «кита», на которые собирается опереться отрасль в ближайшее время. Если это удастся, то и моей приятельнице не придется больше возить постельное белье для стирки из деревни в город.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter