Мядельщина — известная в стране туристическая Мекка. Привлекают путешественников не только исторические объекты, но и возможность отдохнуть в красивейших местах Национального парка «Нарочанский»... Здесь хорошо понимают, что встреча даже одного гостя требует максимальной отдачи принимающей стороны. А если с «января по январь» таких визитеров тысячи? Председатель правления Мядельского райпо Оксана ГРУЗД знает, что в таком случае держать марку нужно круглый год, причем не только перед туристами, но и «своими».
Продавец 6-го разряда Татьяна КИСЕЛЕВА
Формат — под клиента
— У некоторых сложилось мнение, что раз потребкооперация — значит уровень ниже, чем у частника. А это уже давно не так, — замечает Оксана Грузд. — У потребителя сегодня выбор товаров и услуг широкий, поэтому и мы планку для себя поднимаем каждый день. Понимаем, если это турист — значит много где побывал, начнет сравнивать, если наш — надо обслужить так, чтобы человек в следующий раз вернулся именно к нам — в магазин, кафе, парикмахерскую.
Мядельское райпо сегодня — это 300 сотрудников, 49 магазинов продовольственных и промышленных товаров, объекты общественного питания — кафе, бары, пиццерии, столовая, производство кондитерских изделий, мясных полуфабрикатов, платные услуги, развлечения, строительный участок с деревообработкой, автопарк. Плюс заготовительная деятельность.
— Сегодня некоторые задаются вопросом: а нужна ли потребкооперация? Но окажись так, что ее в один день не стало бы, все поняли, что потеряли. Люди пользуются нашими услугами. Выездная и праздничная торговля, социальные мероприятия, швейные, ремонтные мастерские... Кто доберется в отдаленную деревню с одним жителем? Наша автолавка. Кто позаботится о подготовке детворы к школьному сезону?.. Мы для деревни — стопроцентно!
В «Мире обуви» -- новый ассортимент
Вот это «Хит»!
В Мядельском районе 11 точек общепита. Каждая рассчитана на свою «фокус-группу», своего клиента. В пиццерии «Хит», что в центре города, даже в будний день желающих отведать итальянской ароматной пиццы достаточно. Пару лет назад в райпо, создавая кафе, уже знали, что будет оно мегапопулярным именно у молодежи. Кстати, приезжают сюда клиенты не только из окрестных деревень, но и из соседних районов. Уютный зал, утонченный дизайн, приветливый персонал. Что еще надо, чтобы заведение стало местным «хитом»?
— Ну и, конечно же, доступная цена, — отвечает на вопрос официант Анастасия Амельянович. — Вряд ли в большом городе вы найдете пиццу за 26 тысяч рублей, отведаете полукилограммовую за 75 тысяч рублей. А еще оригинальные десерты, алкогольные и безалкогольные коктейли.
Кстати, еще одна пиццерия открыта в поселке Нарочь, в городском поселке Кривичи строится третья. В Будславе своим «хитом» считается кафе «Павлинка», в Княгинине — бар «Хвiлiнка». Есть в Мядельском райпо и столовая, которую ценят за вкусные обеды и невысокие цены. Не могут туристы проехать мимо придорожного кафе в национальном стиле «Беларуская хата». Вот уж бойкое место! А дизайн, интерьер! Все ручной работы: роспись на стенах, деревянная мебель, даже светильники — и те из деревенских чугунков. Елена Полякова и Виктория Гришаева — туристки из Санкт-Петербурга. Путешествуют по Беларуси, на Мядельщине задержались на две недели. Каждый день приходят сюда на обед, потому как поставили перед собой вполне выполнимую цель — перепробовать все фирменные блюда в «Беларускай хаце».
Повар кафе Елена Демидович замечает, что блюда, которые предлагают в меню, имеют не только оригинальные названия — «Цукеркi для мужчын», «Ласунак пастушкi», но и рецептуру. Некоторые из них можно заказать за несколько часов и под большую компанию — два зала могут вместить более 70 посетителей. В здании кафе можно приобрести и национальные сувениры. Еще одна «Беларуская хата» находится в курортном поселке.
Еще не ночь, а скидки в «Юбилейном» уже действуют!
Заработать на… «Миледи»
Торговля и услуги формируют основные статьи дохода. Розничный товарооборот за семь месяцев в Мядельском райпо составил 100,9 процента. По словам главного экономиста райпо Зои Шабович, за семь месяцев вышли на положительную динамику. В чем особенности курортной торговли? Товарооборот начинает расти после зимы — с приездом первых отдыхающих. К встрече гостей пересматривают и ассортимент. Неплохой доход дает обработка доски, транспортные услуги. Сейчас хорошо заработать можно на подготовке к школе. Только и здесь нельзя лениться — ежедневные акции, выезды в деревни, школьные базары. Хороший оборот приносят, а точнее, привозят автолавки из 18 деревень.
Открыты магазины «Родны кут» в Кривичах, Свири — форматные с компьютерными системами. Есть что предложить покупателям, рассказала Оксана Грузд, а темпы роста говорят сами за себя. Реконструирован универмаг в курортном поселке Нарочь. Оборудование позволяет следить за движением товаров по специальной системе.
Около года назад открыли собственную парикмахерскую «Миледи». Есть в городе и частники, но именно здесь нет отбоя от клиентов — запись у двух мастеров на неделю вперед. Помещение полностью отремонтировали, закупили новое оборудование, стулья-трансформеры, инструменты. Цены — от 50 тысяч рублей за стрижку, не то, что в столице.
Рядом с парикмахерской — магазин райпо «Мир обуви». Это единственный специализированный обувной магазин в районе. Продавец Рая Кунавич встречает каждого покупателя с улыбкой. Удобная и доступная выкладка товара, большой ассортимент привлекают местных и приезжих покупателей.
— Кроме местных жителей, обувью от белорусских производителей интересуются туристы. Причем приобретают модели даже дорогие, по нескольку пар, — рассказала Рая Кунавич. — Любят наши покупатели акции, скидки. Бывает, что заказывают определенные модели и размеры. Стараемся и здесь идти навстречу. Раньше наши покупатели экономили — приобретали туфельки да сапожки на рынке, а теперь предпочитают качество и надежность, потому приходят к нам.
В пиццерии «Хит» большое внимание даже к маленьким посетителям
Цена дня
Продуктами можно отовариться сразу после стрижки или приобретения новой обуви — в этом же здании находится продуктовый магазин райпо «Юбилейный». По словам заведующей Людмилы Теплой, здесь на прилавках 98 процентов наших товаров, что не мешает конкурировать с сетевиками.
— Ассортимент, постоянно обновляется. Люди изучают цены, а те, кто ценит и качество, приходят только в наш магазин, — замечает заведующая. — В магазине действует система скидок, дисконтные карты, проводим даже ночь и день скидок, распродажи. Покупателям выгодно постоянно у нас отовариваться. Видите желтые ценники? Под ними и товара меньше. Это так называемая цена дня — продукт за 5 дней до конца срока реализации продаем со скидкой, снимаем торговую надбавку.
В магазине детских товаров «Чароўнае дзяцiнства» могут предложить абсолютно любой товар для детей от рождения. Открывая торговый объект, делали ставку на то, чтобы людям можно было приобрети все и в одном месте: игрушки, мебель, одежду, обувь. Покупатели довольны, раньше, говорят, за всем необходимым приходилось доезжать аж до столицы...
Петр КАВУНОВ, Яна МИЦКЕВИЧ, Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «СГ».
Фото Петра КАВУНОВА и Павла ЧУЙКО, «СГ», и Виталия ПИВОВАРЧИКА.
УНН 600057482