Почему распродажи все меньше интересуют покупателей

Без скидок на пятницу

Во всем мире начались дни суперскидок. Заманивают привлекательными акциями и наши магазины. Но когда шопинг по-настоящему выгодный?


Мимо лишнего и ненужного

В столичном универмаге присмотрела модную бежевую сумку. Цена — 154 рубля.  Бонусом — десятипроцентная скидка. Заманчиво. Но, подходя к кассе, вспоминаю, что недалеко фирменный магазин бренда. Вдруг там еще дешевле? И вот удачный улов: такая  же модель в другой торговой точке стоит 130 рублей.

Сейчас аттракционы невиданной щедрости магазины анонсируют не только в «черную пятницу», а едва ли не каждый день. Но не спешите сразу доставать кошельки. Подруга чуть не попала в маркетинговый капкан: беспроводные наушники на фирменном сайте предлагали за 119 рублей, причем рядом зачеркнута цена 133 рубля. Но она не поленилась, помониторила пару порталов — и вуаля: нашла то же самое за 107 рублей.

Вывод прост: сравнивайте предложения нескольких ритейлеров и производителя. При этом последний может предлагать в своей фирменной торговле не самые выгодные условия — дилеры получают товары напрямую по оптовой цене и порой делают наценку ниже, чем предприятие при продаже в рознице. Если вы нацелились на какой-то товар, начните отслеживать его стоимость заранее, чтобы понять, реальную скидку вам предложат в ту же «черную пятницу» или мнимую.  


В грядущий новогодний шопинг нельзя погружаться без четкого списка покупок. Это поможет удержаться от ненужных трат. Психологи выделяют особый вид зависимости — шопинговая. Скидочные ходы как раз и рассчитаны на отключение рассудка и показ нередко надуманной выгоды от обладания тем или иным товаром. Поэтому планирование бюджета — своеобразная красная линия, чтобы не набрать вещей, которые вам не особенно нужны. Кстати, шопинговая зависимость лечится так же тяжело, как компьютерная или игровая.

Не краснеть за акции

По статистике, в конце ноября объем продаж увеличивается без малого в два раза по сравнению с другими периодами. И здесь важно, чтобы за «черные распродажи» торговле не приходилось краснеть. В первую очередь нужно стремиться удовлетворить интересы покупателей, а не набивать свои карманы.

В Беларуси всегда уделялось особое внимание вопросам ценообразования. После подписания Президентом соответствующей директивы подорожание товаров проверяющие фиксируют в единичных случаях. Торговля умерила аппетиты.

Хотя злопыхатели вначале стали ядовито распускать фейки о возможном дефиците и возврате экономики в «лихие 90-е», ущемлении бизнесменов.  Шипели как змеи, мол, подход не рыночный. При этом закрывали глаза на то, что, пользуясь ситуацией, ушлые коммерсанты нередко накручивали ценники, забыв чувство меры. В нынешних условиях важны не маркетинговые приемы, а попытки сдерживать раскручивающийся маховик глобальной инфляции. Последние действия на государственном уровне показывают правильность нашей стратегии.

В то же время на Западе все чаще вспыхивает общественное недовольство падением уровня жизни. Люди требуют остановить безудержное подорожание хотя бы на элементарное: продукты питания, предметы первой необходимости. И власти в США, Европе, махнув рукой на показушные рыночные постулаты, все чаще берутся управлять экономикой в ручном режиме. В период турбулентности включать автопилот смертельно опасно.

В основе же нашей политики — принцип справедливости. Глава государства непреклонен в своей позиции относительно недопустимости спекулирования ценами.


Признаться, гуляя по ЦУМу или ГУМу, последнее время слышу ворчливое: привычные 35-процентные скидки исчезли. В ответ МАРТ предлагает изучить переписанные цены и сопоставить с прежними. Даже приблизительный анализ показывает, что сейчас покупатель в выигрыше. К тому же и привычные акции остались. Да, цифры сейчас скромнее — 10, 15, 22 процента. Но ведь торговые надбавки пересмотрели, а товар удешевили.

Торговый объект может из своих резервов устраивать скидки и проводить распродажи. При этом людям важно понимать: акция — это в первую очередь маркетинг, приманка, гораздо важнее здесь не сам факт разового удешевления, а то, что происходит с конечной ценой товара. Она должна быть максимально доступна каждому. Ведь в условиях свободного ценообразования торговые организации могли применять драконовские (размер порой превышал 100 процентов) надбавки. С таким подходом магазину или коммерсанту ничего не стоило вводить дисконты, по которым покупатель получал скидку, например, в определенные дни. Вспомните красочные вывески:  распродажа 50, 60, 70 процентов и более. В такие «счастливые» дни магазины продавали товары с надбавкой, имеющей уже умеренное значение. К чему эти иллюзионистские приемы?
Последние исследования ритейлеров показывают: белорусы все реже попадают под маркетинговый гипноз. Интерес к «черной пятнице» упал за последние три года почти на 50 процентов.  Все правильно. Если разобраться, для нашего кошелька размер скидки не имеет никакого значения. Главное — цена покупки. И когда она со старта будет честной, в выигрыше останутся все.
hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter