Городской электротранспорт поможет решить экологические проблемы

Без шума и выхлопа

Загазованность городского воздуха способствует развитию болезней дыхательной системы человека. Например, рака легких. Снижается общий иммунитет. Повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Средняя продолжительность жизни в промышленных центрах ниже, чем в сельской местности, на 10 лет, при равных условиях социального достатка.


Буквально через два года должна начать работу первая Белорусская АЭС. Страна получит серьезный источник собственной электроэнергии. Мы сможем варьировать цены для внутреннего потребления. Своя станция должна стать важной базой для развития сети экологического электротранспорта.

Яркий пример показывает “Штадлер”. Сам с удовольствием пользуюсь этим электропоездом. Время пути из Минска в Гомель сократилось на час! То ли еще будет. Постепенно такой вид транспорта свяжет все города страны. Быстро, экологично, а с новой АЭС, возможно, и недорого.

Если между городами электротранспорт дает ощутимый экологический и экономический эффект, то внутри “полисов” мы пока задыхаемся от работы двигателей внутреннего сгорания.

У нас в стране, кстати, определены соцстандарты. Два вида городского электротранспорта должны быть в городах (троллейбус и трамвай) с населением от 50 тысяч человек, в Минске — троллейбус, трамвай, автобус и метро. Правда, есть много оговорок, типа если не справляются действующие виды транспорта, а у нас — справляются. Посмотрим на “электрокартину” в целом. Троллейбусы ходят в основном в областных центрах. Трамваи — только в Минске и Витебске. В Новополоцке и Мозыре есть трамвайные линии, которые доставляют рабочих на Мозырский НПЗ и “Полимир”. Мозырянка Наталья Беляева не один год так добирается на работу, говорит, привыкла:

— Это удобно. Воедино связаны новые микрорайоны и завод. Я еще в советское время путешествовала по разным городам, и, конечно, мне очень нравятся трамвайчики Таллина, Одессы, Евпатории, Ялты. Не зря в курортных городах еще десятки лет назад делали упор на электротранспорт. Это ведь чистый воздух.

Городские перевозки ежегодно сокращаются. За последнюю четверть века автобусы и троллейбусы нашей страны теряют миллиард “теоретических” пассажиров в год. Большинство из них пересели на личные авто. Из-за пробок значительно упала скорость, а именно скорость — самый важный фактор при выборе средств передвижения. Один из выходов — выделение отдельной полосы для общественного транспорта. Это не только экономический, но и экологический пункт. Норма для многих городов ЕС, а в Китае под такие маршруты даже проектируют отдельные улицы и мосты. К примеру, в Лондоне, особенно в центральной части, быстрее передвигаться на городском транспорте, чем на личном автомобиле. Именно эта концепция должна лечь в основу градостроительства. Но часто нашим архитекторам почему-то трудно нарисовать лишнюю парковку, а целая полоса для троллейбусов — словно ножом по сердцу проектным институтам. Если говорить об экологическом транспорте, то он потребует больше затрат, чем просто городской. Начальник управления энергетики, топлива, транспорта и коммуникаций Гомельского облисполкома Максим Попов уточняет:

— Если не фантазировать, а смотреть на цифры, то автобусы дешевле троллейбусов в эксплуатации. Ведь электротранспорт требует больше обслуживающего персонала, дополнительных затрат при работе, а самое главное — серьезных средств при строительстве новых линий. Особенно с нуля в малых городах. Это проект не областного, а национального масштаба. Должна быть серьезная госпрограмма с конкретным финансированием. К сожалению, планировка наших городов пока не позволяет делать зоны движения только для общественного электротранспорта. Сильную загазованность создают личные авто. Любая попытка ограничить их движение по городу порождает острые дискуссии в обществе. Мы со своей стороны, например в Гомеле, идем по принципу сокращения автобусов в центре города. Там, где есть троллейбусные линии, увеличиваем число электротранспорта, автобусы пытаемся “вытеснять” на окраины.
Международное энергетическое агентство подсчитало, что количество автомобилей в мире к 2035 году удвоится и достигнет 1,7 миллиарда. Во многом такой объем автопарка будет достигнут за счет китайского рынка. Доля электромобилей составит 4% от общего числа транспортных средств. При этом на гибриды придется более 20% мирового автопарка, а на водородомобили — 3%
“Тормозящий” момент: тарифы не поспевают за затратами. Специалисты резюмируют: убыточность городских линий — общемировая картина. В Париже и Нью-Йорке они дотируются практически наполовину. Для индустриальных стран доступность билета — жизненно важное условие. Мы — индустриальная страна. Кстати, Беларусь на просторах СНГ — лидер по развитию и обновлению общественного транспорта. Но, если мы действительно не хотим находиться в роли догоняющих, надо взять на вооружение концепцию “чистых городов”, уверен эколог Дмитрий Янков:

— “Электрификация всех городских линий” — этот лозунг должен быть такого масштаба, как и “За сильную и процветающую Беларусь”. У всех — от школьника до министра — в голове должно сидеть, что чем дольше и больше мы загрязняем воздух выхлопными газами, тем короче наша с вами жизнь. Если не будет национальной концепции, то в городских исполкомах нужно организовать отделы перспективного развития, где планирование электрификации городских линий велось бы минимум на лет 10 вперед. Это не только троллейбусы, трамваи, но и электробусы, наземное метро, электротакси. Больше внимания нужно уделять личному транспорту, оградить зоны доступа возле школ, парков, исторических и спортивных объектов. Сегодня люди ездят на машинах от подъезда до кабинета. Это ненормально. Посмотрите, что творится вокруг. “Вольво” уже в 2018 году полностью закрывает производство двигателей внутреннего сгорания. В Беларуси в 2018-м появится свой электромобиль. Начинать надо с изменения структуры общественного транспорта и с ограничения въезда классических автомобилей в “чистые” зоны.


Все это пока звучит, как отрывок из книги фантастов. Города, полные электромобилей, движимых энергией атома. Но это реальность недалекого будущего. А автобус, чадящий за окном, станет уже призраком ХХ века. Но откуда взять деньги на такую перестройку? Нужны четкая программа развития и обязательно льготные тарифы на электроэнергию для городского транспорта. Сокращение будущих затрат поможет высвободить средства для развития. Я не прочь проехать на трамвайчике по старому Гомелю. Но пока в Гомеле нет трамваев. Однако, надеюсь, будут.

Зарядка для руля

Новые зарядные станции для электромобилей постепенно становятся нормой в нашей стране. Одна из них недавно открылась в Гомеле на АЗС № 20 в фирменной сети “Белоруснефть”. Всего в течение года в стране появится семь новых зарядных станций для электрических авто. Сегодня у нас функционирует в общей сложности около трех десятков станций.

Кстати, сейчас по поручению Президента Национальной академией наук формируется госпрограмма развития электротранспорта. По ней к 2025 году в стране заработают 262 зарядные станции. Эксперты предполагают, что по итогам десятилетия у нас будет зарегистрировано около 10 тысяч электромобилей (сейчас порядка двухсот). Также планируют создать кластер интеллектуального электротранспорта — водителей-роботов. Именно беспилотный транспорт — одно из важнейших направлений современного машиностроения.

sb_gomel@mail.ru

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter