На Минском заводе отопительного оборудования появилась новая очистная установка
Генпланом развития белорусской столицы предусмотрен вынос за пределы города 200 «вредных» предприятий. Это дорогой проект. К примеру, чтобы переместить за черту города Минский завод отопительного оборудования, в народе известный как радиаторный, по оценкам специалистов, понадобится не менее $ 100 млн. Понимая это, городские власти предложили альтернативу: если предприятие сможет до минимума сократить выброс вредных веществ в атмосферу, то переезд не потребуется. Руководство ОАО «МЗОО» посчитало: модернизация обойдется гораздо дешевле.
Самое проблемное звено Минского завода отопительного оборудования — вагранка для выплавки чугуна. Раньше все летучие вещества, которые образовывались при расплаве металла, попадали в окружающую среду. В итоге сера, углеводороды, пыль и азот оседали на улицах, подкрашивая снег в черный цвет, а смесь угарного газа и других «ароматов» постоянно витала в воздухе в окрестностях. «Больше такого не будет», — заверяет руководство завода.
«В Беларуси попросту не было других технологий, — поясняет заместитель главного инженера ОАО «МЗОО» Виктор Филипчик. — Мы закупили оборудование у итальянского предприятия «Термовентилтехника» и, не останавливая производство, установили его. К слову, такой системы очистки воздуха больше нет ни в Беларуси, ни в СНГ».
В чем же изюминка новых технологий? «Для таких агрегатов, как наш, самый эффективный способ работы — с закрытой вагранкой. Над ней мы установили колпак с системой трубопроводов и оборудования, которое обеспечивает максимальную очистку всех выбросов. Таким образом, на выходе в кубометре воздуха остается не более 5 милиграммов пыли — почти в 200 раз меньше, чем было! Сжигается до одной десятой процента и углекислый газ — его выбросы в атмосферу сократились более чем в 50 раз», — рассказывает Виктор Константинович.
Часть комплекса видна во дворе завода, возле литейного цеха. Система сама фильтрует и сортирует выбросы, которые по отдельным трубопроводам собираются в контейнеры, а потом упаковываются в большие пакеты. На предприятии не прочь с выгодой использовать эти отходы: часть из них может быть применена в штукатурных смесях. В Италии этот порошок добавляют при укладке асфальта, прочность дорожного покрытия увеличивается в разы.
На приобретение оборудования завод уже потратил Br 10,5 млрд. Но это только первый этап. Ожидается, что к концу года появится дополнительная установка, позволяющая использовать тепловую энергию вагранки для нужд предприятия.
Как говорят на заводе, установка вагранки закрытого типа не принесла экономического эффекта — все сделано исключительно для экологии района. «В итоге уже в 2010 году количество жалоб на выбросы завода по сравнению с 2008 годом снизилось в 2 раза, — констатирует главный врач Центра гигиены и эпидемиологии Фрунзенского района Минска Александр Войтик. — За последние три года нами было отобрано в среднем по 322 пробы воздуха. Удельный вес превышения максимально допустимых концентраций в атмосфере в 2010 году составил около 4 % по сравнению с 4,5 % в 2008-м. Анализируя данные, можно сказать, что вина в этом не завода, а автотранспорта. Во всех контрольных точках комплексный показатель загрязнения атмосферного воздуха соответствует 1-й степени, безопасной для здоровья населения».
Кстати, из-за нарушения экологии радиаторный завод планировали перенести в Червень. Правда, было это в середине 80-х годов прошлого века. Даже разработали масштабный проект, который предусматривал строительство поселка для 3,5 тыс. работников предприятия вместе со всей сопутствующей инфраструктурой — больницей, школами, детскими садами и кинотеатрами. Но осуществлению планов помешал распад Советского Союза. А теперь этот вопрос и вовсе снят.
На снимке: главный конструктор Чеслав КАЙРОВИЧ.
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ