Послесловие к Международному фестивалю современной хореографии

Без сенсаций

Кто и до чего дотанцевался в Витебске
На пороге зимы, когда простуда не в диковинку, Витебск “болеет” авангардом. Уже 29 лет подряд здесь проходит Международный фестиваль современной хореографии (IFMC), который по праву считается одним из самых престижных форумов contemporary dance на территории Европы. И дело тут, конечно, не в возрасте проекта. Концепт, содержание, особая атмосфера и чуткая публика — вот что влечет в город на Западной Двине хореографов и танцоров. Стержень фестиваля — конкурс модерн-балетов и миниатюр.


Премьера постановки “Маленькая смерть” в исполнении Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси. Фото: БелТА

В этом году оценки участникам выставляли ведущие хореографы из Беларуси, Великобритании, Ирландии, Испании, Латвии, Украины, а возглавлял интернациональную команду профессор Пекинской академии танца Сяо Сухуа. На IFMC 2016 свои работы прислали хореографы из 15 стран, отбор прошли 32 коллектива из Беларуси, Китая, Литвы, Молдовы, Польши, России, Украины, Швеции, Эстонии.

Уникальность витебского конкурса в том, что на нем оценивается не сугубо хореография, а произведение в целом и на первый план выходит идея. Так что за призом едут новички и мэтры, причем вторые могут даже не выйти в финал, а первые забрать большинство премий. На сей раз разногласий по поводу главного приза у жюри не было — Гран-при снова уехал в Пекин. Так бывает всегда, когда на конкурс приезжают солисты Центрального ансамбля песни и танца армии Китая. Победила миниатюра “Мои меридианы” — главного приза удостоился солист этого коллектива Юйчен Яо. Кстати, поставивший ее хореограф Чжан Цян десять лет назад уже получал Гран-при в Витебске.

Первая премия присуждена After before — совместному проекту кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств и Мацея Кузьминского. Вторую премию жюри разделило между двумя киевскими конкурсными работами — “Четыре образа греха” (“Табиле модерн балет”) и Second floor (проект Екатерины и Анатолия Водзянских). Лауреатом третьей премии стал эстонский проект Helin Jurman с работой Memorize = Memories.

Председатель жюри Сяо Сухуа считает, что уровень исполнителей очень вырос, но проблемы с формой и содержанием по-прежнему есть:

— Техника танцоров и танца стала намного выше, чем шесть лет назад, когда я был в Витебске. Но во многих произведениях мне не хватило смысла и глубинных идей.

Главный фетиш contemporary dance — концепт. Современный танец, как известно, очень хочет быть интеллектуальным, гораздо более умным, чем балет, народный танец. А что из этого получается? Штампы. В этом году было немало похожих номеров. И впервые за много лет оказалась неврученной премия имени Евгения Панфилова, которую присуждают лучшему хореографу члены экспертного совета — балетные критики, педагоги и культурологи из разных стран. Судьи и эксперты на IFMC 2016 говорили в один голос: есть ощущение, что хореографы либо не могут выразить то, что они задумали, либо сами до конца не понимают, что же они хотят сказать через язык тела.

Что ж, современный танец таков, каковы мы с вами сегодня: много самолюбия, мало любви. Хореографы этого жанра часто настолько увлекаются самовыражением, что, кажется, забывают о публике. Но витебские зрители прощают им все — дарят овации любой мало-мальски оригинальной постановке или в худшем случае мирно спят, когда сцена навевает скуку. И каждый раз раскупают билеты на эти пять психоделических ноябрьских вечеров.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter