Без рецепта

с Михаилом КЕВРА

с Михаилом КЕВРА


«Правда ли, что витамин В17 — противораковый?» Николай Турок, Слоним.


— Впервые об этом витамине я узнал из зарубежной литературы более 25 лет назад. Американский писатель Эдуард Гриффин в книге «Мир без рака» описал его открытие. И вскоре появилось огромное количество популярных публикаций, в которых В17 именовали «противораковой артиллерией», «совершенным химиотерапевтическим агентом» и т.п.


Витамин В17 есть в ядрышках абрикосов, персиков, слив, горького миндаля. Эти культуры с давних пор использовались в Египте, Китае и Индии для лечения различных заболеваний, в том числе и раковых. В начале XIX столетия из ядер горького миндаля профессор Либих выделил амигдалин. Позже было установлено, что он содержится также в косточках слив, вишен, плодах черемухи, семенах яблок и груш. В небольших количествах — в гречке, просе, семени льна, листьях лавровишни, черемухи и побегах рябины. А вот в мясе и пивных дрожжах его нет.


В 1952 году американский биохимик Эрнст Теодор Кребс–младший провел более глубокие исследования и назвал это вещество нитрилозидом, или витамином В17. Его предложили в качестве противоракового средства под названием лаэтрил. Но экспериментальные данные, полученные на животных, не подтверждали его высокой активности. Не было выявлено противоракового эффекта и при контролируемых клинических испытаниях, проведенных на 75.000 онкологических больных. Поэтому управление по пищевым продуктам и лекарственным средствам США не одобрило новый лекарственный препарат, хотя и не исключило возможности использования плодов, содержащих амигдалин, как вспомогательного средства при лечении онкопатологий.


В17 я бы назвал скорее витаминоподобным веществом, поскольку до сих пор не ясно, что произойдет в организме, если человек не будет его принимать. Вспомните, сколько коварных болезней было вызвано банальным дефицитом витаминов! Ведь что причина цинги? Недостаток аскорбиновой кислоты. Некоторые авторы пытаются доказать, что нечто подобное характерно и для витамина В17. Но этому нет доказательств. Во–первых, далеко не все люди регулярно употребляют в пищу ядра косточковых плодов. Во–вторых, даже те, кто не ест их вовсе, не болеют раком.


Одно время панацеей от рака считали акулий хрящ. В качестве аргумента приводили наблюдения: мол, акулы не болеют раком. Были созданы и разрекламированы средства из акульих хрящей, однако в клинических условиях их противораковый эффект не подтвердился. Около 50 лет в качестве панацеи позиционировался витамин В15. Но время расставило акценты, и сегодня этот витамин употребляется очень редко. В17 — своего рода новый онкоакцент, на сегодня он самый противоречивый и, кстати, не признанный официальной наукой витамин.


Можно ли применять продукты, содержащие амигдалин, раковым пациентам? Только в качестве вспомогательных средств, никоим образом не заменяя ими противоопухолевые препараты. Но семечки или ядрышки надо тщательно разжевывать, несмотря на горчинку. Их можно добавлять к любому продукту или есть с медом. Думаю, что от 7 — 10 ядрышек, съеденных в течение дня (но не за один прием!), хуже не будет. Но при этом старайтесь поменьше использовать рафинированные и подвергшиеся глубокой переработке продукты.


Михаил КЕВРА, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической фармакологии БГМУ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter