Превышение меди в организме человека чревато болезнью?

Без рецепта

«Правда ли, что превышение меди в организме человека чревато болезнью?»
Инга, Могилевский район.

— Да. Есть такая болезнь — Вильсона–Коновалова (гепатоцеребральная дистрофия), это наследственное заболевание, при котором происходит хроническая интоксикация медью. Чаще недуг наблюдается среди народностей, практикующих близкородственные браки, и возникает в 11 — 25 лет. Болезнь Вильсона–Коновалова связана с мутацией, приводящей к снижению концентрации в крови белка — переносчика меди церрулоплазмина. В результате нарушается нормальное ее распределение и возникает эффект накапливания, от чего больше всего страдают печень и нервная система. В первом случае поражение протекает по типу хронического гепатита либо цирроза и клинически характеризуется гепатомегалией (увеличением печени), гемолитической анемией, тромбоцитопенией, лейкопенией, то есть снижением количества тромбоцитов и лейкоцитов в крови. Поражение нервной системы проявляется повышенным мышечным тонусом или параличом, эпилептическими припадками, нарушением поведения, речи.

Вообще, медь — важный макроэлемент, принимающий участие в синтезе многих белков и ферментов, а также в процессе роста и развития организма. Благодаря меди кровеносные сосуды сохраняют свою эластичность, она способна предотвратить и преждевременное старение кожи. Кроме того, медь защищает пищеварительную систему от повреждения и воспаления. Взрослому человеку необходимо 2 мг меди в сутки. Обычно с пищей мы получаем втрое больше. Поэтому дефицит данного микроэлемента — очень редкое явление.

Следует принять во внимание, что избыточное содержание меди в организме, в конце концов, приводит к развитию цирроза печени, сахарного диабета, аневризм сосудов, рахитоподобных заболеваний, атеросклероза. Среди молодых людей нередки разнообразные расстройства поведения (расстройства внимания, гиперактивность, эмоциональная неустойчивость, гиперсексуальность, некритичность), которые их родители и врачи часто списывают на переходный возраст. Но время идет, а симптомы лишь усиливаются. Могут появиться проблемы с координацией, причудливые движения в конечностях, становится невнятной речь. Тут самый верный путь — обратиться к невропатологу. К слову, установить диагноз можно пренатально (до рождения ребенка) с помощью консультации генетика. Вторичная профилактика предполагает проверку всех членов семьи: это обследование и сдача анализов на наличие меди в крови и моче под контролем врача–гастроэнтеролога.

Диагностика болезни Вильсона–Коновалова основана на определении содержания в крови церрулоплазмина, меди и цинка. Существенный диагностический признак — двусторонние коричневатые роговичные кольца, они обнаруживаются офтальмологом практически у всех пациентов с таким недугом. Течение болезни Вильсона можно разделить на две стадии. На первой, латентной, симптомы отсутствуют, но медь накапливается в печени. Длится это в среднем от 5 до 7 лет. Если лечение не было назначено, заболевание постепенно переходит в стадию клинических проявлений: цирроз печени, гемолиз (повышенное разрушение эритроцитов), анемия, образование камней в почках. Эффективное лечение возможно лишь под контролем врача — гастроэнтеролога или терапевта.

В рационе больных должен присутствовать легкоусвояемый белок, количество жиров надо снижать, а количество углеводов контролировать на уровне физиологических норм. Пища предпочтительнее вареная, на пару, печеная, измельченная и с содержанием пищевых волокон. Главное условие диеты — исключение из рациона продуктов, богатых медью (баранины, курицы, утки, колбас, ракообразных, щавеля, сладкого перца, орехов, шоколада, какао, кофе, меда, минеральной воды, грибов, печени). И этих правил надо придерживаться на протяжении всей жизни.

Для лечения болезни Вильсона используют препараты, связывающие и выводящие медь из организма. Также возможно применение солей цинка. Самая эффективная схема — это комбинирование препаратов цинка и пеницилламина. В случае развития фулминантного гепатита единственный способ — это пересадка печени. Чтобы защитить ее, назначают гепатопротекторы. Если специфическая терапия начата на ранних стадиях заболевания, то состояние больных полностью нормализуется. В запущенных случаях, к сожалению, этого не происходит.

Ольга ПЕРЕСАДА, профессор кафедры акушерства и гинекологии БелМАПО, доктор медицинских наук.

Советская Белоруссия № 220 (25102). Среда, 16 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter