Без работы не останемся

На 1 июня вакансий на рынке труда стало на 4,2 % больше, чем безработных

Мировой опыт борьбы с кризисом показал: большинство методов лечения финансовой системы неэффективны и приводят к побочным явлениям. Поэтому государствам приходится четко расставлять приоритеты. Старые уравнения равновесия макроэкономических показателей утратили дееспособность. Центр тяжести качелей мировой экономики сместился в неизвестную сторону. И каждая страна по-своему балансирует в этой шаткой действительности.

Как отмечают в Минтруда, впервые спрос на рабочую силу в стране начал снижаться в октябре прошлого года. На тот момент эта тенденция даже выглядела диковинной — ведь еще в начале 2008 года потребность в кадрах росла в арифметической прогрессии, и работники многих специальностей пребывали в устойчивом дефиците. В январе — апреле 2009 года процесс сужения кадрового рынка продолжился, но уже в более категоричной форме — впервые статистика отразила хоть и небольшой, но рост безработицы. К середине марта численность нетрудоустроенных граждан впервые превысила количество вакансий. Правда, этот показатель не перешагнул 1 %, но положительная динамика увеличения ищущих работу навевает некий пессимизм. Ситуацию специалисты объяснили просто: возращением домой белорусских гастарбайтеров. Граждане, уехавшие ранее за рубеж, после обвала рынков соседних стран незамедлительно потянулись к домашнему очагу. В итоге на рынке труда резко увеличились предложения многих специальностей, в первую очередь строительных.

Однако сегодня эксперты Минтруда с удовольствием отмечают: в мае ситуация изменилась в позитивную сторону. Повышение спроса на рабочую силу повлекло увеличение числа вакансий в банке данных государственной службы занятости. И на 1 июня их стало на 4,2 % больше, чем безработных (заявленная нанимателями потребность в кадрах составила 44 тыс., а статус безработного имели 43,2 тыс. жителей страны). Как рассказывают в Белстате, в январе — апреле нынешнего года численность занятых в экономике составила 4 523,3 тыс. человек. Для сравнения: в январе нынешнего года этот показатель равнялся 4 499,8 тыс. человек, в январе — феврале — 4 503 тыс., в январе — марте — 4 520,6 тыс. Прогнозный показатель на 2009 год — 4 580—4 650 тыс. человек.

Вместе с тем существует мнение, что радоваться рано — снижение уровня безработицы объясняется ростом занятости в сельском хозяйстве, а также привлечением городских жителей к общественным работам. Такое положение продлится лишь до осени. Сезонная вспышка спроса на кадры может смениться обратной тенденцией. В Минтруда и соцзащиты признают: в стране существует завуалированная безработица. Около 51 тыс. человек хоть и числится на каком-либо предприятии, на работу не ходит. Причем более 11 тыс. из них сидят дома без сохранения зарплаты. Как рассказал замминистра труда и соцзащиты Петр Грушник, сегодня не происходит серьезного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей, но вместе с тем спрогнозировать развитие рынка труда до конца года практически невозможно. «Следует ждать итогов полугодия, но могу точно отметить, что принятия экстренных мер по обеспечению занятости населения не требуется. Вопрос о дополнительном выделении финансовых средств на эти цели придется решать только при резком ухудшении ситуации на рынке труда, когда уровень безработицы превысит 2 %», — прокомментировал замминистра.

Пока же наиболее действенный путь борьбы с возможным ростом не занятых трудом — сокращение рабочей недели. Наниматели научились активно использовать вынужденные отпуска и неполное рабочее время как основную антикризисную меру, направленную на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к своим сотрудникам.

Как рассказал председатель правления «БТА Банка» Султан Маренов,без массовых увольнений обошлось и в банковском секторе. «Во всяком случае, не слышал, чтобы коллеги сокращали штаты, — говорит специалист. — Да, разумеется, после начала кризиса многие банковские профессии стали менее востребованными, например специалисты по кредитным продуктам, но представители банковского сектора прекрасно понимают: уволив хорошего работника сегодня — завтра, когда кризисные явления минуют, его трудно будет найти. Поэтому мы предпочитаем поступиться ростом зарплат, но сохранить рабочие коллективы».

В поисках рабочего места

Найти хорошую, высокооплачиваемую работу сегодня стало гораздо сложнее, чем раньше. Об этом говорит статистика. По данным Белстата, возможность условного трудоустройства безработных на вакансии на 1 июня текущего года составляет 104,2 %, в то время как год назад этот показатель равнялся 143,7 %. Аналитики отмечают: по-прежнему ощущается структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы — 74,4 % предлагаемых вакансий относится к рабочим специальностям. Впрочем, значительна и территориальная диспропорция — практически каждая третья вакансия из общереспубликанского банка данных сконцентрирована в Минске. Здесь своих соискателей ожидает 15,6 тыс. мест — в 3,5 раза больше, чем официальных безработных. В Минской области, в отличие от других регионов страны, число вакансий также превышает, хотя и незначительно, количество безработных.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter