«Без работы не могу прожить и дня…»

Александру Суслову, ветерану журналистики, завтра – 85. Возраст, сами понимаете, солидный. Казалось бы, сиди себе дома на пенсии, отдыхай на даче. Но не такой у нашего героя характер...

Война  отняла  юношескую  мечту  Александра  Суслова,  но  научила  в  перерывах  между  боями  сочинять  стихи 

Александру Суслову, ветерану журналистики, завтра – 85. Возраст, сами понимаете, солидный. Казалось бы, сиди себе дома на пенсии, отдыхай на даче. Но не такой у нашего героя характер. Он до сих пор частенько выступает в периодической печати с очерками, стихами, рассказами. В прошлом году за серию материалов о Героях Советского Союза был удостоен премии Союза журналистов республики «Золотое перо». 

В этом году журналистский поиск Александра СУСЛОВА вновь отмечен почетной грамотой Союза. Он автор во многом автобиографического романа «Сердце в плен не сдается», поэтических сборников «Анатомия души» и «Корень жизни». Готовит к изданию третий сборник стихов. Недавно его приняли в Союз писателей Беларуси. 

— Александр Александрович, как удается сохранить в ваши годы такую удивительную работоспособность? 

— Знаете, по характеру я трудоголик: без работы не могу прожить и дня. Меня всегда тянуло к людям, к героям моих будущих очерков. Охотно ездил в командировки. Еще на школьной скамье мечтал стать писателем. Это мое стремление одобряла учительница русского языка и литературы Наталья Ивановна Прозоровская. Домашнее сочинение на вольную тему, занявшее толстую общую тетрадь, она как-то прочла вслух всему классу. 

В 1940 году, после окончания средней школы, по совету любимой учительницы послал заявление в Московский институт литературы имени А.М. Горького. Оттуда получил ответ: «Вышлите справку об отношении к воинской обязанности». Пошел с этим письмом в Сталинский военкомат Красноярска. А там вручили повестку как призывнику, хотя мне было еще семнадцать. 

Восемнадцать исполнилось в армии, девятнадцать — на фронте. Война отняла юношескую мечту, но научила трудиться без выходных. Научила рыть окопы, минировать рельсы, ездить верхом на лошади, а в короткие перерывы между боями сочинять стихи. 

Поэтом ощутил себя только во время перестройки, когда впервые увидел напечатанное в газете «Рэспубліка» четверостишие. 

— А как появилась журналистика в вашей жизни? 

— После демобилизации из армии работал в отделе культуры Могилевского облисполкома в должности старшего инспектора по избам-читальням и домам культуры. Стал писать заметки о работе культпросветучреждений в областную газету «За Радзiму». Мой стиль изложения, видимо, понравился, и мне предложили перейти на работу литсотрудником. С радостью согласился. Из первой командировки в Круглое привез большую подборку о людях райпромкомбината, который возглавлял бывший партизан Сохадзе. По стилю статьи слегка «прошелся» бывший редактор партизанской газеты Илья Смирнов. Опубликовали. Даже похвалили. 

Четыре года работал собкором «Колхозной правды». Одновременно заочно учился в Белгосуниверситете на факультете журналистики. Высшее образование получил только в 1961-м. Диплом защищал на тему «Очерк в Белорусской периодической печати». Четыре года трудился после этого в «Советской Белоруссии», а в 1964-м вызвали в ЦК КПБ и предложили должность собкора союзной «Торговой газеты» по Беларуси. «Позвольте, — попробовал я возражать, — у меня же нет торгового образования, я же в этой отрасли профан». А мне в ответ: «В сельском хозяйстве, работая в «Колхозной правде», разобрался? Ну вот и в торговле разберешься!» На этом и закончился разговор. Тридцать лет я отпахал в отраслевой газете. Оттуда, уже после семидесяти, ушел на пенсию. 

— Слышал, что из всех собкоров, а их было более двадцати, только вас наградили орденом. 

— Было такое. Я уже говорил, что по характеру я трудоголик. Но, вообще-то, сожалею, что в свое время не ушел из газеты, не посвятил жизнь чисто литературному труду. Тяжело сочетать собкоровскую работу с трудом литератора. Навыки, приобретенные газетчиком во время работы в СМИ, расширяют его кругозор, способствуют развитию литературных дарований, особенно если речь идет об очеркисте. Газета рождает талант, но она же его и губит. Есть такое выражение – «газетный язык», то есть сухой, официальный, лишенный образов, эпитетов, художественных сравнений, если хотите, язык информационный. Недаром в перестроечное время газеты стали называть средствами массовой информации. Согласен, это, наверное, одна из важных задач прессы. Но не единственная. А главное, на мой взгляд, состоит в воспитании у читателей духовности, идейности, нравственности. Именно в этом ее предназначение. Вот почему так важно привлекать литераторов к активному участию в периодической печати. 

— Александр Александрович, в чем, по-вашему, секрет творческого и физического долголетия? 

— Чтобы добиться успеха в журналистике, надо любить эту работу. Любить людей. Испытывать радость, удовольствие, если хотите, гордость за проделанную работу, за то, что рассказал читателю о хорошем человеке, о его достоинствах, о секретах его успеха, или раскритиковал лентяя, шкурника, мошенника в едком фельетоне. И еще насчет долголетия. После фронта я заболел туберкулезом. Пришлось бросить курить. Лекарств нет. Врач выписал рыбий жир. Наливал полстакана: «Будь здоров, Сашка!» И еще в борщ ложку добавлял. Жить хотелось. Поэтому — ежедневная физзарядка, минимум пятнадцать минут в постели и столько же на улице. В любую погоду. Вот и все секреты. 

— Спасибо за откровенную беседу. «Р» поздравляет Вас с юбилеем, желает новых творческих удач и, конечно, крепкого здоровья! 

------------------------------------

Кредо 

Мне не стыдно смотреть в глаза людям – 

Я пред собственной совестью чист за любые года. 

И ни люди, ни боги меня не осудят – 

Я с дороги прямой не свернул никуда. 

Вместе с вами, друзья, я хочу отмечать свои годы, 

Прогонять, пока жив, все болезни-невзгоды. 

До конца своей жизни славить воинов храбрых, 

На газетной странице защищать самых слабых. 

Прославлять не устану братство наших народов – 

Всех рожденных под солнцем родимой Природой, 

Я хочу воспевать Землю, Небо и Воду 

И огонь, лес дремучий, степную свободу. 

Я хочу проскакать рысаком по степи 

И для всех пожелать свое счастье найти, 

Чтобы жить на Земле без войны и тревог 

Каждый счастливо мог. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter