Источник: Знамя юности
Знамя юности

Муцин улитки и графитопластик. Свои исследовательские работы представили на конкурсе школьники Минской области

Без пяти минут ученые

Чем полезен муцин улитки? Как вывести новые виды белокочанной капусты? И возможно ли в домашних условиях получить графитопластик? Проекты на эти и другие темы школьники презентовали на XXI конкурсе работ исследовательского характера учащихся Минской области.

Домашний косметолог

Одиннадцатиклассница средней школы № 9 Жодино Анна Бенько идею для научного проекта отыскала на этикетке крема для лица. Словосочетание «муцин улитки» побудило ее перечитать десятки публикаций в интернете, чтобы разобраться, что же это за чудо-средство:

– Узнала, что муцин – это слизь, которая помогает улитке передвигаться и отвечает за восстановление клеток. Для моллюска выделять это вещество – обычное состояние. Жидкость, которую оставляет за собой улитка, густая по консистенции и содержит кладезь полезных элементов, поэтому ее часто используют в косметических целях. Чтобы убедиться, насколько правдива информация из сети, взяла на время у знакомых ахатина по кличке Полли. Два месяца тестировала на себе муцин улитки. Уже после первого применения заметила, что кожа стала более увлажненной, мелкие ранки быстро затянулись.


Личный домашний косметолог оказался неприхотливым и недорогим в содержании. Достаточно обзавестись небольшим террариумом и два раза в день давать улитке фрукты, овощи или сухой корм для рыбок. С момента знакомства с Полли старшеклассница пользуется исключительно домашним кремом и готова поделиться его рецептом:

– Берем по 30 граммов масла ши и масла какао, растапливаем на водяной бане. Туда же отправляем два грамма воска, 50 миллилитров воды и 10 миллилитров оливкового масла. Полученный состав взбиваем миксером, ждем, пока смесь охладится, и капаем эфирные масла. Муцин в общую массу лучше не добавлять, он эффективнее подействует, если его смешать с кремом на ладони перед нанесением.

Графитопластик в духовке

Первую исследовательскую работу Родион Михайлюк из гимназии № 2 Солигорска написал в седьмом классе. Тогда школьник смастерил прибор, с помощью которого можно обнаружить электрическую проводку в стене. Годом позже парень взялся за создание термических электромагнитных вязаных повязок из медной проволоки. Такие пригодятся автолюбителям для обогрева шлангов подачи топлива в холодное время. Свою разработку Родион постепенно модернизировал, добавил к медной проволоке нитки и установил миниатюрный блок питания. Вышло необычное устройство для обогрева домашних животных, внешне напоминающее попону и способное поддерживать температуру до 32 градусов. В выпускном классе юный изобретатель взялся за новый проект:


– Сейчас активно развиваются атомные технологии. Мне стало любопытно, какие способы защиты от нейтронного излучения используют в реакторе АЭС. Выяснил, что там стоят графитовые стержни. А что если попробовать подобрать другой материал?

Перечитал десятки источников. Оказалось, что полиэтилен также замедляет нейтроны, поэтому Родион решил поэкспериментировать и сплавить графит с ПЭТ-бутылками. Одиннадцатиклассник мелко нарезал пластик и отправил в духовку:

– Он подплавился, и получилась вязкая субстанция. В нее добавил стружку графита, перемешал и дал остыть. Получившийся образец нарезал «болгаркой» на несколько кусочков и стал проводить опыты. Добиться идеального смешения графита и пластика до однородной консистенции в домашних условиях невозможно, поэтому каждый обломок по-разному проводил электрический ток.

Но исследователь не сдается. На осенних каникулах он продолжил совершенствовать работу. И очень надеется, что в будущем обязательно скажет свое слово в науке.

В помощь капусте

Два года назад ученица Минского государственного областного лицея Александра Логунова заинтересовалась селекцией. Особенно близкой школьнице оказалась тема гетерозиса:

– Если сформулировать кратко, то гетерозис – это явление, при котором гибриды намного жизнеустойчивее и продуктивнее родительских форм. Для исследования выбрала капусту белокочанную, один из основных видов овощных культур в нашей стране.


В чашки Петри на слой фильтроваль­ной бумаги Александра поместила разные по характеристикам гибридные семена, тщательно их увлажнила и стала наблюдать за процессом. У каждого образца была своя скорость нарастания листиков. В фоторедакторе исследователь переводила пиксельные значения в квадратные сантиметры, делала анализ и строила графики зависимости скорости роста листиков от вида гибрида. Когда семена проросли, старшеклассница высадила их на территории Института овощеводства в агрогородке Самохваловичи:

– Осенью капуста созрела. Я оценила вес и плотность кочанов. Результат исследования превзошел все ожидания. Надеюсь, мой анализ поможет увеличить селекцию культуры в пять раз.

lavrinovich@sb.by

Фото из личного архива героев.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter