Без просвета прошла жизнь криминального авторитета

О судьбе Бири и других персонажей блатного мира

Недавно наша газета опубликовала короткую заметку, в которой ставила такой вопрос: «Вор в законе окажется в зоне?». Собственно, он и стал заголовком («Р», 21 февраля с. г.). В заметке рассказывалось об уголовном деле, возбужденном в отношении гражданина России, так называемого вора в законе, а также тесно связанных с ним руководителей коммерческих структур. Всем им ставилось в вину то, что они на протяжении нескольких лет занимались незаконной предпринимательской деятельностью, связанной со сдачей в аренду объектов недвижимости. Полученные же преступные доходы в размере 1,1 миллиарда рублей  легализовали путем вовлечения их в хозяйственную и предпринимательскую деятельность. Речь шла о двенадцати зданиях в Бобруйске стоимостью около 6 миллиардов рублей.

Что же произошло с объектами и субъектами этой незаконной деятельности после публикации? Могилевский областной суд начал рассматривать уголовное дело в отношении двух директоров частных унитарных предприятий и вынес решение об аресте имущества в этих самых 12 зданиях, его описи судебными исполнителями. А сразу после этого умер Владимир Бирюков — тот самый вор в законе Биря, о котором мы вели речь в публикации. Умер в первый день весны в Смоленске, в своей квартире. Согласно официальной информации, из-за сердечной недостаточности.

Казалось бы, дальновидный криминальный авторитет, за которым числилось немало  грехов,  все предусмотрел, чтобы избежать встречи с отечественным правосудием. Как ни хотело оно, чтоб негласный «хозяин Бобруйска» предстал перед судом и держал ответ за свои темные дела, но Бирю выручало российское гражданство, которое он получил, живя в Смоленске. Его, одного из инициаторов создания бобруйского общака, в 1996 году короновали, кстати, в Москве. Нашелся в уголовном мире авторитетный человек, который дал соответствующую рекомендацию. Белорусские правоохранители неоднократно передавали российским коллегам возбужденные в отношении Бирюкова уголовные дела, но ничего путного из этого не вышло. Вот и 20 февраля этого года после непродолжительного задержания Владимира Бирюкова отпустили домой. А через неделю с небольшим он умер.

Хоронили «последнего белорусского вора в законе»  в родном Бобруйске. Высказывались опасения, что это действо может превратиться в мощную демонстрацию силы преступного мира. Но похороны прошли спокойно, без всяких эксцессов. Причин тому может быть две: либо преступное сообщество после бурных 90-х годов, когда в полной мере раскрылся криминальный талант В. Бирюкова, подрастеряло свою мощь и силу, либо просто поосторожничало, получив соответствующий сигнал от главы МВД.

Причудливы жизненные зигзаги криминальных авторитетов, но заканчиваются они зачастую одним и тем же финалом. Недавно  получила свою развязку еще одна давняя криминальная история, длившаяся  с 8 января 2002 года. Именно в этот день (точнее вечер) в кафе, расположенном в прибрежной зоне озера Люхово Полоцкого района, был ранен, а позднее и убит известный криминальный авторитет А. Кужелев. Этому предшествовали такие события.

У далеко не законопослушных граждан С. Баталежко и В. Кацера – так называемых смотрящих по г. Полоцку и г. Новополоцку — сложились личные неприязненные отношения с еще одним представителем блатного мира А. Кужелевым. В частности, еще в 1996—1998 годах между Кужелевым и Кацером был конфликт, в результате которого последний избил Кужелева и сломал ему руку. Между Кужелевым  и Баталежко были свои разборки и претензии друг к другу.

В продолжение конфликта Кужелев 7 января 2002 года нанес ножевое ранение своему недругу Побирушко. Это стало основанием  сбора криминальной сходки на озере Люхово Полоцкого района. В кафе собралось не менее 30 человек. Кужелев, опасаясь за свою жизнь, на сходку не явился. Его вызвали по телефону. А как только он появился в кафе, Кацер схватился за нож. Вполне возможно, он причинил бы ножевые ранения своему обидчику прилюдно. Однако благодаря вмешательству ранее судимого авторитета Б. Грабовского этого не произошло.

В последующем именно Кацер дал команду присутствующим расходиться и пригласил Кужелева в помещение кухни, где и нанес ему не менее двух ударов ножом… В последующем  потерпевший вновь подвергся насилию: ему  нанесли удар молотком по голове, а   после смерти труп попытались сжечь.

Прокуратура настойчиво и целенаправленно добивалась привлечения к ответственности всех, кто был причастен к этим преступлениям. Весной прошлого года судебная коллегия по уголовным делам Витебского областного суда вынесла  приговор, по которому некоторые виновники  уводились  от ответственности. Тем не менее государственный обвинитель Е. Демко добилась его отмены судебной коллегией по уголовным делам Верховного Cуда. Несколько месяцев назад постановлен новый приговор.

В. Кацер признан виновным в организации и руководстве умышленным противоправным лишением жизни другого человека, совершенном с особой жестокостью, группой лиц, а также в незаконном хранении боеприпасов. По совокупности преступлений ему назначено наказание  в виде 21 года лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Приговор  уже вступил в законную силу. Каждый получил то, что и заслужил. В четком соответствии с законодательством, а не блатными понятиями…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter