К этим памятникам не зарастет народная тропа

Без права на забвение

В Беларуси, где во время Великой Отечественной войны погиб каждый третий житель, бережно сохраняется историческая память о тех огненных годах. Подтверждение тому — внимание и забота, с которыми относятся люди к местам захоронений героев и жертв войны. На территории нашей страны располагается более 60 мемориальных комплексов, не считая небольших памятников. У каждого из них своя история. Воспоминаниями о строительстве двух из них — Мемориального комплекса «Прорыв» и памятника в честь летчиков 953-го Витебского штурмового авиаполка — поделился бывший управляющий трестом № 9 Минпромстроя БССР ветеран труда Валерий Павлович Котляров.

Лесная быль

Год назад в Москве в Новом Манеже проходила историко-документальная выставка «1941—1945 годы. В штабах Победы». На ней было предоставлено множество ранее не опубликованных документов из архивов Министерства обороны о событиях Великой Отечественной войны, связанных с подготовкой сражений тех лет, освобождением городов и партизанским движением в Беларуси. В качестве экскурсоводов выступали студенты факультета журналистики МГУ. Я с интересом слушал ребят. Но когда спросил их о партизанском движении в нашей стране, в частности, о городском поселке Ушачи, который считается столицей партизанского движения, понял, что они впервые об этом слышат. Как человек, воспитанный советской школой, где история войны доносилась до учащихся очень тщательно, я был немало удивлен. Поэтому счел важным рассказать о том, чему был свидетелем: как возводились некоторые мемориальные комплексы на территории Беларуси.

фото  белта

Первый — «Прорыв» под Ушачами Витебской области, открытие которого состоялось в 1974 году. На надгробных плитах начертаны имена сотен партизан. В центре вырезанной на бронзе карты отмечен скромный районный городок Ушачи, где с 1942 по 1944 год находился центр партизанского движения. Здесь, в тылу врага, действовала советская власть со всеми ее атрибутами, в частности, на избе сельсовета развевался красный флаг.

Более двух лет фашисты не могли вычислить центр партизанского движения. Вокруг Полоцко-Лепельской партизанской зоны была создана сплошная оборонительная линия с использованием природных преград и укреплений общей протяженностью около 300 километров. Штаб партизан размещался в районном центре Ушачи, который партизаны называли своей столицей. Лишь к весне 1944 года фашисты, собрав огромные силы с танками и самолетами, замкнули блокаду. Внутри осталось 16 партизанских отрядов (17 тысяч бойцов), а снаружи — 60 тысяч фашистов. Выбор был прост: глухое сопротивление и смерть или прорыв в жизнь. Партизаны выбрали второе…

На открытии мемориала присутствовал Алексей Петрович Маресьев, легендарный летчик, ставший прообразом главного героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. И я был там со своим маленьким сыном. ­Тогда Маресьев сказал: «Когда я приезжаю в Белоруссию, то каждый раз чувствую, что в долгу перед ней. По этой земле нельзя ходить — по ней можно только осторожно ступать». Во время открытия мемориала я шел недалеко от Маресьева. Памятник построили на холме, и было видно, как тяжело летчику подниматься.

Крылья Победы

Второй мемориальный комплекс, возведенный строителями треста № 9, расположен на подъезде к Витебску, после Рудни. Особые дружеские отношения сложились у нас с ветеранами 1-й воздушной армии и парторгом 953-го штурмового авиационного полка Николаем Владимировичем Богдановым. У ветеранов была задумка построить памятник в честь своих боевых друзей, погибших при освобождении Витебска. Об этом городе писал Твардовский: «Витебск. У него своя история возвращения в семью советских городов. Скаты и гребни холмов на подступах к нему в течение долгих месяцев несли на себе тяжкий груз того, что называется линией фронта. Воронка в воронку, издолблена и исковеркана эта земля вдоль и поперек, изрыта, захламлена ржавым, ломаным, горелым железом».

yandex.ru

Осенью 1943 года начались бои за освобождение Витебщины, главный город которой был превращен фашистами в крепость. В нем было собрано несколько десятков тысяч солдат, офицеров, большое количество танков и артиллерии, самолетов. Разгромить такую сильную группировку неприятеля было нелегко, однако воины 39-й и 43-й армий при поддержке летчиков 1-й воздушной армии, в которую входил 953-й полк, справились с этой задачей, понеся немалые потери. Авиация вступала в бой после артиллерии: прославленные штурмовики ИЛ-2 лавиной шли на малой высоте, скрываясь в облаках дыма и пыли, утюжили противника там, где должна была идти в бой наша пехота. Мне довелось быть гостем Николая Владимировича Богданова в Москве, и я очень хорошо помню его рассказ об одном из боев, когда с задания не вернулись 6 самолетов ИЛ-2. Свой боевой путь 953-й полк закончил в городе Эльбинге, в Восточной Пруссии. На его знамени сверкали высокие правительственные награды — ордена Суворова и Кутузова.

Место для памятника мы выбрали в нескольких километрах юго-восточнее Витебска, где проходили наиболее ожесточенные воздушные бои. Проект мемориального комплекса разработали на общественных началах студенты Московского архитектурного института. Памятник-монумент не очень сложный, но символичный — два трехгранных шпиля высотой 22 и 18 метров взметнулись ввысь. Они символизируют пару штурмовиков, которые вылетали на боевые задания вместе: впереди ведущий, а сзади ведомый. Это и обозначают два шпиля разной высоты. Экипаж штурмовиков состоял из двух человек — командира и стрелка, что тоже выражено в символике двух шпилей. Торжественное открытие мемориала состоялось в 1980-м — в год 35-летия Победы. На боковых постаментах бронзой были выбиты стихи Николая Богданова: 

Пусть сверкает, рожденное в пламени,

Волей летчика, хваткой стрелка

Имя Витебск на плещущем знамени

Моего фронтового полка.

С годами стихи эти, как и оригинальные надписи на боковых постаментах, были утеряны. А хотелось бы вернуть памятнику первозданный оригинальный вид, каким он был по задумке самих ветеранов воплощен архитектором. Это значимо и ценно для поколений. Мне кажется, очень важно, чтобы современная молодежь знала и помнила о подвигах советских воинов, интересовалась военными фактами и историями, чтила память о воевавших отцах и матерях, дедах и бабушках, прадедах и прабабушках. Новые поколения должны делать все для того, чтобы ужасы войны никогда не повторились, чтобы над нашими городами всегда было мирное небо.

Валерий Котляров, бывший управляющий трестом № 9 Минпромстроя БССР, ветеран труда
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter