Без права на права

Верховный Суд определил новые подходы к наказанию пьяных водителей

Верховный Суд определил новые подходы к наказанию пьяных водителей


Всего неделю назад суд вынес приговор пьяному водителю, насмерть сбившему в Пинске 11–летнюю Юлю Шлому: 5 лет лишения свободы. Об этой трагедии «СБ» писала 8 августа и 23 сентября, не раз о том же случае говорилось в телепрограммах. Казалось бы, вот повод многим неравнодушным к рюмке автолюбителям одуматься — ведь они тоже отцы, деды, мужья... Но, как показывает статистика, мудрости и предусмотрительности в головах многих шоферов не прибавилось — нетрезвых лихачей продолжают задерживать каждый день. А всего за минувшие 9 месяцев ГАИ выявила на дорогах страны более 22 тысяч нетрезвых водителей. Каждый из них тоже мог стать убийцей...


Вчера в Верховном Суде прошел пленум, посвященный упреждению нарушений ПДД — особенно пьянства за рулем. По сути, это событие — переломный момент в судебной практике рассмотрения подобных преступлений. Вкратце о новых критериях определения наказаний рассказал Председатель Верховного Суда Валентин Сукало:


— Уголовную и административную ответственность за вождение в пьяном виде мы предлагаем максимально ужесточить — то есть выносить наисерьезнейшее из возможных наказаний. Для местных судов подготовлены четкие рекомендации, за какой дорожный проступок как нужно наказывать. Не должно быть так, что за похожие правонарушения в разных районах выносятся разные по степени суровости приговоры. Что конкретно мы предлагаем? Во–первых, шоферов, впервые попавшихся пьяными за рулем, нужно лишать не конкретной категории — легковой «В», например, — а сразу всех. Чтобы у нарушителя не было возможности прямо из здания суда пойти в автошколу и через несколько месяцев снова стать водителем. Тем же, кто пьяным сел за руль дважды за год — таких уже 1.300 человек, — грозит штраф. Причем не «абстрактный» — от 30 до 1.000 базовых величин, а примерно равный стоимости машины, в которой был задержан горе–водитель.


В Верховном Суде не исключают, что на авто некоторых нарушителей придется накладывать арест и даже продавать их — для погашения штрафа. Таким образом те лишатся не только права сидеть в водительском кресле, но и самой машины — это не конфискация в прямом смысле, но суть та же. Более того, в некоторых странах тех, кто трижды или даже четырежды попался за рулем подшофе, лишают прав навсегда — пожизненно. Возможно, такую судебную практику стоит ввести и в Беларуси.


— Я считаю, если из–за пьяного водителя погиб человек — о снисхождении суда речи быть не может. Он должен полностью компенсировать материальный и моральный вред родственникам и отбыть положенный срок в колонии — иначе ни он, ни другие нарушители не задумаются о том, почему правила дорожного движения нужно соблюдать, — подчеркивает Валентин Олегович. — Вероятно, стоит ужесточить ответственность и для тех, кто нетрезвым взялся вести машину спустя год–два после наказания «в первый» раз. Значит, несмотря на штраф и лишение прав, выводов о недопустимости подобных поступков не сделал. Если пленум эту идею поддержит, мы предложим внести такое изменение в Уголовный кодекс.


...Как мне сообщили в Минской Госавтоинспекции, каждый день в городе задерживают примерно 20 пьяных водителей. Это число уже считается усредненным, «обычным», не пиковым... Мы привыкаем к постоянной угрозе нашей жизни?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter