Без права на ошибку

Председатель правления Логойского райпо Ирина Парахневич — о  перспективах  развития  кооперативной  организации

Член  Совета  Республики  Национального  собрания  Республики  Беларусь,  председатель  правления  Логойского  райпо  Ирина  Парахневич — о  себе,  о  вызовах  времени,  о  приоритетах  и  перспективах  развития  кооперативной  организации

В минувший понедельник в Логойске было настоящее вавилонское столпотворение. 19 января значится в православном календаре как Крещение Господне. В этот день по установившейся традиции из окрестных и отдаленных населенных пунктов и даже из Минска в райцентр приехало множество людей, чтобы набрать воды из источника Свято-Никольской церкви, который освятил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, а также окунуться в ледяной купели. После омовения народ спешил согреться горячим душистым чайком или ароматным кофе, отведать ушицы по-логойски, закусить свежими булочками, блинами, беляшами, чебуреками и прочей сдобой, которую в широком ассортименте предлагало разночинному люду здешнее районное потребительское общество.    

Тут же встретили председателя Логойского райисполкома Ивана Магера и председателя правления райпо Ирину Парахневич –  руководители местной исполнительной власти и потребкооперации, как всегда, находились в гуще событий, чтобы, если понадобится, внести необходимые коррективы. Судя по всему, остались довольны тем, как организовано дело. А накануне на стадионе в городском парке проходила спартакиада работников аппаратов управления здешних предприятий и организаций. В ней приняли участие двадцать шесть команд, в том числе и райпо. Кооператоры в целом выступили неплохо, оставив позади, к примеру, представителей правоохранительных органов и спасателей. Успех сопутствовал технологу общепита Наталье Пономаревой, которая заняла третье место в личном зачете в соревнованиях по лыжам. Между тем работники потребительской кооперации не только состязались в силе, ловкости, быстроте, бойко велась также торговля продукцией собственного производства. Совместили, так сказать, приятное с полезным.

В июне нынешнего года Ирина Парахневич отметит тридцать пять лет работы в потребительской кооперации, из которых последнее десятилетие – в должности председателя правления райпо. На своей малой родине она состоялась и как руководитель, и как государственный деятель. В минувшем году Ирина Михайловна на сессии Минского областного Совета депутатов была избрана членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.  По словам Парахневич, никогда прежде не занималась политикой и даже не помышляла о том, что когда-то придется принимать судьбоносные для страны решения. Тем не менее это стало уже свершившимся фактом и, как заверила моя собеседница, она постарается достойно представлять потребительскую кооперацию в этом высшем законодательном органе республики. В том, что так и будет, можно не сомневаться. Давно знаком с Ириной Михайловной и могу лично засвидетельствовать, что обостренное чувство ответственности – черта, которая ей органически присуща. Именно такой стиль работы был и остается для нее определяющим, такого же отношения к порученному делу требует от подчиненных.

— Мне, признаюсь, очень приятно, — делилась впечатлениями Ирина Парахневич, — когда слышу от коллег по Совету Республики лестные слова о нашей потребительской кооперации. Значит, ориентиры выбраны верные, приоритетные направления определены правильные и, главное, намеченные планы успешно реализуются на благо людей и в целом страны. Отрадно осознавать, что в этом есть частичка и моего труда.

Поскромничала Ирина Михайловна. Ведь Логойское райпо, которое она возглавляет, входит в число лучших в системе потребительской кооперации. Не случайно здесь проводятся различные семинары по обмену передовым опытом, сюда часто везут посещающих Белкоопсоюз зарубежных гостей, чтобы те могли на примере потребительского общества воочию убедиться в потенциальных возможностях потребительской кооперации. Тем не менее минувший год был в определенной мере знаковым для логойских кооператоров. Для такого утверждения имеются веские доводы. По большому счету, речь надо вести о качественном скачке в работе кооперативной организации. Проявилось это прежде всего во всеобъемлющей инновационной деятельности, результатом чего стало придание райпо современного облика. Отвечая конкретными делами на вызовы времени, здесь, образно говоря, смогли отыскать главное звено в цепи, ухватившись за которое вытянули всю цепь. Таким, с позволения сказать, звеном стали инвестиции – в строительство новых объектов, обновление и модернизацию производства в течение года было направлено 6,6 миллиарда рублей капитальных вложений.

Наиболее заметным событием стало, пожалуй, открытие в конце июня в Логойске универсама «Замковый». Подобных предприятий торговли в системе потребительской кооперации республики не столь уж и много. Неудивительно, что с ним в райпо связывали большие надежды, которые, к слову сказать, оправдались. Однако этому предшествовала большая работа, затраты, к примеру, составили 2,5 миллиарда рублей. Впрочем, цель, как говорится, оправдывала средства. Кооператоры преподнесли замечательный подарок жителям и гостям города, что в свою очередь еще больше укрепило авторитет кооперативной организации среди местного населения. Кроме всего прочего, мощный импульс в развитии получила отрасль торговли, которая, замечу, и до этого была, что называется, на уровне.

Тем не менее с появлением «Замкового» ситуация стала более стабильной. Судите сами. При прогнозе 500 миллионов рублей среднемесячный товарооборот в этом магазине реально достиг во втором полугодии 580 миллионов. В результате вложенные в его строительство и приобретение торгового и холодильного оборудования средства, по предварительным данным, окупятся не в течение трех с половиной лет, как планировалось, а гораздо раньше. Еще на один момент хочу обратить внимание: в августе в «Замковом» стал работать кондитерский цех общепита, который сразу же серьезно о себе заявил. Выпускаемые здесь торты, развесные фруктовые пироги и прочая продукция пользуются повышенным спросом у покупателей. Пирогов, к примеру, реализуется в среднем ежемесячно 2,3 тонны, а всего вырабатывается кондитерских изделий на 36—40 миллионов рублей.

В минувшем году кооператоры активно продвигали свои интересы и в агрогородках. Буквально в канун новогодних праздников был сдан в эксплуатацию новый магазин «Над озером» в деревне Калачи – центральной усадьбе СПК «СНБ Агро». Ирина Парахневич считает его мини-магазином, хотя с таким определением вряд ли можно согласиться. Общая и торговая площади соответственно 220 и 150 квадратных метров, работает по методу самообслуживания, широко представлена хозяйственная группа товаров, имеется кафетерий. Прежде в этом сельском населенном пункте, где проживают 380 человек, были промтоварный и продовольственный магазины, ютившиеся в обветшалых деревянных строениях, которые не отвечали элементарным санитарным нормам. Теперь же в новом предприятии торговли, извините за каламбур, все в норме: подведена канализация, оборудованы санузлы, даже есть комната отдыха для продавцов. Отопление – от автономной котельной. Обслуживают местное население три работника прилавка вместе с заведующей магазином Ниной Луцкой. Со своими обязанностями, насколько могу судить, справляются неплохо – однодневный товарооборот составляет в среднем 2,5 миллиона рублей.          

Не так давно справили новоселье и в магазине «777 дробязей» в агрогородке Косино. Три года назад райпо приобрело у местного сельскохозяйственного предприятия недостроенное здание. После приведения его в надлежащий вид там разместились продовольственный и промтоварный магазины. А вот «777 дробязей» отвели под торговлю стройматериалами и товарами хозяйственно-бытового назначения. На базе этого магазина открыт также центр кооперативного участка.

— Почему, спросите, «777 дробязей», — улыбается Ирина Парахневич. – Ну, положим, тысячи мелочей, возможно, и не наберется, а вот такое количество товаров в ассортиментном перечне точно представлено. К тому же, как известно, семерка – счастливая цифра, а тут их сразу три, значит, будет сопутствовать удача.

Согласен с Ириной Михайловной, что «777 мелочей» просто обречены на успех. Равно как и открывшийся в минувшем году после реконструкции магазин товаров повседневного спроса в агрогородке Гостиловичи. Еще одна примета времени: все предприятия торговли в агрогородках работают по методу самообслуживания. В целом же по райпо их насчитывается уже примерно половина от общего количества, и процесс этот набирает обороты.

Впрочем, перевод объектов торговли на самообслуживание не самоцель. В райпо сперва скрупулезно просчитывают экономическую целесообразность такого решения, чтобы избежать в дальнейшем ошибок. Специфика Логойского района в том, что из 316 обслуживаемых кооператорами сельских населенных пунктов в 50 проживают до десяти человек, да и многие другие малонаселенные. В результате в 216 деревнях отсутствует стационарная торговая сеть, но местные жители не чувствуют себя в чем-то обделенными. В райпо имеется восемь автомагазинов, каждый из которых ежедневно посещает девять-десять деревень, накручивая на спидометре сотни километров. Отсюда столь пристальное внимание этому участку работы. Шесть новых магазинов на колесах приобретены недавно. Они оснащены изотермическими кузовами, торговым и весоизмерительным оборудованием, холодильными ларями, даже умывальники предусмотрены. В минувшем году среднемесячный товарооборот автомагазина составил 37,8 миллиона рублей. Причем, заметьте, работают на них в паре водитель и продавец. Понятно, что, как и в любом другом деле, есть свои лидеры. Продавец Нина Лис, например, ежемесячно реализует товаров в среднем на 45 миллионов рублей, а летом этот показатель вообще достигает 54 миллионов.

По словам Ирины Парахневич, все автомагазины рентабельны, а заработная плата продавцов —  от одного миллиона рублей в месяц. Замечу, что у работников прилавка на центральных усадьбах хозяйств и в райцентре она тоже примерно в таких же пределах. Далеко не все организации и предприятия в районе могут похвастаться такими показателями. Вовсе не собираюсь идеализировать ситуацию, но, согласитесь, было бы неправильно не замечать очевидное. Тем более когда речь идет о таком, без преувеличения, судьбоносном вопросе.

Добрые перемены произошли в минувшем году и в отрасли общественного питания. Наиболее значимая из них – открытие в городе кафе «Улитка». Такому названию, между прочим, есть объяснение: это фирменное блюдо, которое может заказать любой посетитель. Заготавливают же виноградную улитку в здешних местах. Чем не экзотика? «Фишка» кафе и в том, что на летней площадке с мая по сентябрь с 17 до 19 часов по воскресеньям играл духовой оркестр из районного Дома культуры. Все это, вместе взятое, работало на конечный результат. Среднемесячный товарооборот в «Улитке», где трудятся два бармена-официанта, составил 16 миллионов рублей.

— В райпо, — констатировала Ирина Парахневич, — рентабельны все отрасли кооперативной деятельности. В 2008 году в целом были успешно выполнены прогнозные показатели и установленные задания. Объем розничного товарооборота, в частности, составил 66 миллиардов  рублей. По этому показателю мы заняли второе место в Минском облпотребсоюзе.  Среднемесячная реализация на одного человека – 150 тысяч рублей, что на 60 тысяч выше, чем предусматривалось заданием. Здесь мы тоже в числе первых в облпотребсоюзе. Несмотря на солидные инвестиции в основной капитал, получено 340 миллионов рублей чистой прибыли – в три раза больше, чем в предыдущем году.

Добавлю, что в райпо сделан акцент на расширение перечня оказываемых населению платных услуг. Такая, с позволенья сказать, метаморфоза случилась с Парахневич после командировки в 2007 году в Швецию с целью изучения тамошнего опыта ведения кооперативной торговли. Обратила внимание, что там кооператоры стремятся в предприятиях торговли оказывать максимум различных услуг, чтобы покупатели в итоге становились их постоянными клиентами. В минувшем году с аналогичной миссией побывали в Швеции два заведующих логойскими магазинами и первый заместитель председателя правления райпо Мария Михалева и тоже остались, как говорится, под впечатлением от увиденного. В результате пришли к единодушному мнению: элементы такого сервиса надо активно внедрять и на отечественной кооперативной ниве. Сказано – сделано. Рядом с рестораном «Партизанский бор» был построен оздоровительный комплекс с сауной и бассейном. Насколько мне известно, ничего подобного в кооперативных организациях Минщины не имеется, да и в целом по республике что-то не слышал, хотя, возможно, и ошибаюсь. Сейчас приступили к возведению гостевого домика, в перспективе, возможно, появятся теннисные корты, бильярд и даже небольшое озерцо.

В минувшем году кооператоры приступили в городе к строительству нового торгового центра. Этот грандиозный объект, проектно-сметная стоимость которого составляет 6 миллиардов рублей, станет, несомненно, украшением Логойска. Под одной крышей там разместятся продовольственный магазин площадью 900 квадратных метров и по продаже строительных материалов, под который отводится 330 квадратных метров. А еще предусмотрены парикмахерская, торговля живыми цветами, зооветаптека и обычная аптека и много чего другого. Найдется также место для административного здания райпо. Пока что штаб потребительского общества разместился в стареньком деревянном здании, куда Ирина Парахневич постеснялась даже пригласить шведских коллег, когда те посетили Логойщину. В перспективе, думается, такие казусы больше не повторятся. Торговый центр планируется сдать в эксплуатацию до 3 июля, к 65-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Кроме того, нынче будут построены новые предприятия торговли в агрогородках Октябрь и Метличицы.           

— Скажу без ложной скромности, — отметила Ирина Парахневич, — что нам многого удалось добиться. Но впереди, как говорится, непочатый край работы. Поэтому расслабляться не приходится. Акцент будет сделан на повышение культуры обслуживания населения. Ведь без учета этого нематериального фактора даже самые смелые и перспективные задумки окажутся малоэффективными, в том числе и с экономической точки зрения.

Что тут можно возразить? Во всем права Ирина Михайловна, а подтверждением ее правоты является хотя бы тот факт, что от местных жителей на протяжении уже ряда лет не поступало нареканий на уровень обслуживания. Это тоже, согласитесь, показатель, который хотя и не измеряется какими-то конкретными цифрами, но очень даже работает на имидж потребительской кооперации.     

На снимке: в агрогородке Калачи покупателей обслуживает женское трио из магазина «Над озером» в составе Нины ЛУЦКОЙ, Тамары ЖИЛЯНИНОЙ и Тамары ЗЕНЬКОВИЧ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter