Без политики взаимоисключений

Йири ШНАЙДЕР, руководитель проекта по исследованию восточной политики ЕС, Пражский институт исследований в области безопасностиГоворя о перспективе нормализации отношений между Беларусью и ЕС, а также о включении Республики Беларусь в “Восточное партнерство”, надо признать, что Евросоюз приоткрыл дверь для Беларуси. Но, используя аналогию с цветами светофора, я сказал бы, что это не зеленый, а скорее желтый свет, поскольку перед Минском поставлен ряд условий.

Тем не менее новые возможности для Беларуси определенно появились. Суть их состоит в том, что Минск сейчас может включиться в процесс европейской интеграции.
Прага склонна поддержать включение Беларуси в “Восточное партнерство”. Это связано с тем, что Чехия является новым членом ЕС, который сконцентрирован на проблемах восточноевропейского региона. И сейчас слово за Минском.
Кстати, чешское правительство заинтересовано в том, чтобы придавать вопросам демократии, прав человека и надлежащего госуправления такое же значение, как и вопросам экономики. Последние тоже играют существенную роль в определении внешней политики Чехии. Поэтому заявления об излишней идеалистичности нашей внешней политики вряд ли отражают суть происходящего. Поддержка демократии, прав человека в соседних с Евросоюзом странах — это для Чехии императив, который оправдан по вполне прагматичным и рациональным мотивам. Дело не в том, что мы придаем идеалам большее значение, чем интересам. Конечно, существуют экономические предпочтения, есть компании, которые ведут дела с другими странами, включая Беларусь. Но одно не исключает другое. Мы пытаемся соблюсти баланс в этом отношении.
То же касается и геополитических ориентаций. Чехия стремится не рассматривать свою и европейскую политику в отношении соседних стран — включая Беларусь и Украину — в качестве “игры с нулевой суммой”. Мы не считаем, что перспективы хороших отношений Беларуси с Россией и Беларуси с Европой — это две взаимоисключающие перспективы. Ничто не мешает Беларуси развивать сотрудничество в обоих направлениях. Со стороны ЕС основной акцент делается на прозрачности в отношениях и на соблюдении правил игры. Это особенно касается бизнеса, но также и других сфер, включая безопасность.
Для примера можно привести российско-украинский газовый конфликт, который мы наблюдаем сегодня. В его основе — отсутствие открытости и объективной информации о положении дел. Это создает основания для спекуляций и неверных решений. Если бы было понятно, сколько газа проходит из России в Украину и сколько газа далее проходит из Украины в ЕС, нам было бы намного удобнее оценить ситуацию и проблема была бы решена намного быстрее. Но сейчас это совершенно непонятно — есть противоречивые сообщения, самые разные оценки с двух сторон. Поставками занимаются непрозрачные компании-посредники. Отсюда и сложившаяся кризисная ситуация.
Главное требование Европы сегодня — это прозрачность, в том числе и для Беларуси. Поэтому, кстати, увеличение значимости Беларуси в транзите российского газа в Европу вряд ли автоматически приведет к росту европейского внимания к ней и повысит шансы Минска на то, чтобы быть включенным в “Восточное партнерство”. И если Беларусь покажет, что она способна быть надежной транзитной страной, это может резко улучшить положение Минска и его шансы в “Восточном партнерстве”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter