В Минске увидят спектакли постановщика “Тангейзера”, Льва Додина и лучших режиссеров Европы

Без париков и кринолина

V Международный фестиваль театрального искусства “Теарт-2015”, несмотря на трудные времена, держит марку. Вот что значит надежный спонсор.


В Минске Тимофей Кулябин покажет постановку возглавляемого им театра “Красный факел” “Онегин” с возрастным цензом “18+”. 

С 29 сентября по 23 октября на разных площадках “Теарт” не только покажет лучшие наши спектакли, но и представит большую европейскую панораму. Она традиционно сильна и всегда вызывает интерес. Но в этом году на редкость убедительна и наша программа. Спектакли “Чехов. Комедия. Чайка” Молодежного театра в постановке Искандера Сакаева, “Тартюф” и “Самозванец” Алексея Лелявского театров кукол Минска и Бреста, “Женитьба” и “В маленькой усадьбе” Саулюса Варнаса, возглавляющего Могилевский областной театр драмы, не стыдно везти на любой международный фестиваль. Уровень разговора, общей изобразительной культуры и режиссерских амбиций в них довольно высок. Это театр, с которым хочется спорить.

В афише есть спектакли и имена, которые не хочется пропустить, встречи с которыми, может быть, ждешь целый год. Новый рижский театр и режиссер Алвис Херманис покажут спектакль “Латышская любовь”. Как это часто бывает у Херманиса, спектакль длится четыре часа, идет с двумя антрактами. Нас ждут иронические зарисовки на тему любви и расставания.

Херманис — признанный мастер гиперреализма. Его постановки “Долгая жизнь”, “Обломов”, “Лед”, построенный, правда, по законам несколько другой эстетики, надолго врезались в память. Не знаю, что такое он делает с актерами, как добивается такой органичности. Наверное, дело в ежедневном тренинге. Театр Херманиса силен именно в гротеске, в комическом начале. Его актеры умеют шутить, не улыбаясь, что в нашем театре встретишь крайне редко. Это близко к общей художественной скандинавской традиции — фильмам Йоса Стеллинга или Роя Андерсона. То, что начинается с ощутимых ноток мизантропии, ближе к финалу вдруг оборачивается бесхитростным гуманистическим посылом: человек слаб и его нужно пожалеть.

Немец Томас Остермайер представит чрезвычайно популярную сегодня в театрах Евросоюза остросоциальную пьесу Генрика Ибсена “Враг народа”. О том, как тот, кто захотел справедливости, настроил против себя целый город. Остермайер и его самый популярный театр Берлина “Шаубюне” едут в Минск впервые.

В этом году фестивальная программа подарит встречу и, пожалуй, с самым скандальным режиссером последнего времени — Тимофеем Кулябиным. Его “Тангейзер”, поставленный в Новосибирске, кто только ни вспоминал. Название оперы Вагнера долгое время не сходило с газетных полос. В Минске Кулябин покажет постановку возглавляемого им театра “Красный факел” “Онегин” с возрастным цензом “18+”. Зрелище тоже обещают своеобразное с музыкой Чайковского, американской певицы Мадонны и эстонского классика Арво Пярта. Никаких лорнетов, балов и вееров. Все предельно натуралистично. Спектакль как танец. Репетиции шли два года. Постановка жесткой формы, где все геометрически выверено и просчитано. Спектакль получил в свое время две премии “Золотая маска”.

Закроет фестиваль “Теарт-2015” режиссер с мировым именем Лев Додин и его Академический малый драматический театр — театр Европы из Санкт-Петербурга постановкой “Жизнь и судьба” по одноименному роману Василия Гроссмана. Эпопею Гроссмана Додин сначала поставил со своими студентами, а уже потом из того наброска вырос полноценный спектакль, который сегодня объездил полмира и получил огромное количество наград. Звезды театра Елизавета Боярская и Даниил Козловский начинали в нем играть, когда еще не были звездами.

Зрителей в питерском спектакле ждет тяжелый разговор о совести, войне, жертвоприношении и исторической памяти. Спектакль идет почти четыре часа и все это время держит в напряжении. Некоторые из критиков сравнивали его с “Крутым маршрутом” Галины Волчек по роману Евгении Гинзбург в театре “Современник”.

pepel@sb.by



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter