Без паники

За 20 лет в Беларуси зафиксирован всего 1 случай заражения ВИЧ–инфекцией в результате переливания крови
За 20 лет в Беларуси зафиксирован всего 1 случай заражения ВИЧ–инфекцией в результате переливания крови

В Воронеже набирает обороты скандал. В родильном доме в результате переливания крови заразили ВИЧ–инфекцией молодую маму. Дальше — хуже. Новость номер один: директор центра крови федерального медико–биологического агентства Минздравсоцразвития РФ профессор Евгений Жибурт заявил, что «воронежская» кровь нелегальным путем уже попала в Москву.

Теперь специалисты не исключают, что препараты, сделанные на основе плазмы такой крови, даже кому–то влиты. Это следствие, увы, обычной практики: коммерсанты покупают кровь в регионах и поставляют на московский рынок, который способен проглотить и переварить все. В главных подозреваемых — две малоизвестные компании, причем у одной из них в Москве как минимум семь «тезок»–фирм. В самом Воронеже следователи пока ограничиваются скупыми комментариями: мол, «факты нарушений имели место». А медики подтверждают: одной жертвой в городе история может не ограничиться. Ведь роженице вводили препарат альбумин на основе крови, а у него 200 доз, то есть примерно столько же людей поставлены под угрозу. Единственное, что установлено точно, — роковая кровь взята у 35–летней женщины, которая несколько лет исправно работала донором. В этом, честно говоря, весь парадокс и весь ужас ситуации.

«Как такое могло произойти?» — с этим вопросом «СБ» обратилась к Эсфири Свирновской, заместителю директора по трансфузиологии РНПЦ гематологии и трансфузиологии. «В принципе, ни одна страна в мире не гарантирует сегодня стопроцентной безопасности при переливании крови, — признала Эсфирь Лазаревна. — Потому что абсолютно здоровый донор может вступить в контакт с ВИЧ–инфицированным и заразиться. От этого никто не застрахован. И в течение 1,5 месяца мы ничего подозрительного не выявим в таком анализе, хотя кровь уже будет заражена. Но не надо паниковать. Дело в том, что у нас с Россией кардинально разные принципы организации здравоохранения вообще и службы переливания крови в частности. Они разрушили старую, советскую систему и, по сути, ничего не создали взамен. В результате количество кровосдач в России упало вдвое — до 15 — 18 на 1.000 населения, Беларусь же выдерживает европейский стандарт — 40 кровосдач. К тому же в нашей стране в принципе невозможна ситуация, когда заготовкой крови занимаются коммерческие фирмы. У нас это государственная, четко отлаженная система, которая является самой контролируемой и самой безопасной для пациента. О чем свидетельствует и статистика. Беларусь — единственная страна на постсоветском пространстве, в которой за 20 лет, начиная с 1985 года, когда СПИД был объявлен угрозой человечеству, был зафиксирован лишь 1 случай заражения в результате переливания крови». Для сравнения: в России ежегодно таким образом подхватывают ВИЧ более 10 человек, в начале эпидемии в стенах больниц заразились как минимум 6.000 французов...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter