Без метаний и колебаний

Товары отечественного производства продолжают доминировать в розничной торговле

Отсутствие новостей тоже является новостью, хотя и интересно это не всем, а тем, кто наблюдает за процессом с позиции специалиста и долгое время. Так вот, с начала 2013 года коренного изменения тенденций на внутреннем потребительском рынке Беларуси не произошло. Статистика по товарообороту за январь показывает, что покупатели по-прежнему тратят деньги на отечественное продовольствие, обувь и одежду, при этом приобретая несколько больше импортной бытовой техники и электроники.

При укреплении положительной динамики в розничной торговле продолжается ослабление позиций оптового звена. По данным Национального статистического комитета, оптовый товарооборот в январе этого года снизился на 23,8 % по сравнению с январем года прошлого. Между тем как розничный товарооборот торговли через все каналы реализации составил 120,3 % к объему января 2012 года, что выразилось в сумме 17,5 трлн. рублей.

Работа с поставщиком напрямую, будь то импортер или отечественный производитель, становится нормой для нашей торговли. Возможно, в этом видят один из способов сократить издержки на канал реализации. Но при этом розничное торговое предприятие либо берет на себя, либо упускает ту часть «предпродажной» работы, которую всегда брал на себя опт. Понятно, когда так поступает небольшое предприятие либо индивидуальный предприниматель, который в своем не очень большом хозяйстве и не очень большом обороте способен сам поддержать порядок и своевременно реагировать на покупательский спрос. Понятно, когда крупная торговая сеть в своей структуре создает не только гипер- и супермаркеты, но и оптовые склады, занимаясь самообслуживанием. Но в целом для торговли значение опта остается важным, хотя несколько недооценивается.

В структуре розничного товарооборота по-прежнему преобладают пищевые продукты, напитки и табачные изделия (объем продаж — 8,8 трлн. рублей), а не промышленные и непродовольственные товары (8,7 трлн. рублей). Возможно, такое превосходство объясняется стремительным ростом цен на спиртные напитки и табачные изделия, который продолжается без особых остановок уже почти полтора года. Он связан с выравниванием ставок акцизов и цен в рамках Таможенного союза. Выросла продажа фруктов на 16,6 %, детского питания, а также рыбы, ракообразных и моллюсков — примерно на 30 %, яиц и крупы — на 8,5 %. Вероятно, начавшийся процесс перехода на цифровое вещание подталкивает вверх уровень продаж телевизоров: их реализация увеличилась на 68 %. Очевидно, истратив запасы, сделанные в месяцы кризиса и перед девальвацией, сограждане стали более активно приобретать парфюмерию и косметику (рост продаж на 44 %), синтетические моющие средства (прибавка на четверть) и нижнее белье (рост на 48 %). Хорошее оживление испытал рынок верхней одежды и чулочно-носочных изделий (прирост реализации более чем на четверть), чего не скажешь об обуви (продажи выросли только на 8 %).

Товары отечественного производства продолжают доминировать в розничной торговле (71,5 % в январе). Наиболее ярко это преимущество заметно по таким товарным группам, как пищевые товары, напитки и табачные изделия (82,5 %). По непродовольственным товарам ситуация несколько изменилась в пользу импорта (белорусские товары составили 56 % в объеме продаж). Видимо, это связано с преобладанием импортной сложной бытовой и компьютерной техники, которая реализуется либо через интернет-магазины, либо через специализированные магазины крупных торговых сетей. Такие магазины сегодня все активнее расширяют свое присутствие и в районных центрах, сопровождая устойчивую тенденцию приобщения сограждан к современным компьютерным технологиям.

Вот такая достаточно спокойная ситуация. И для специалиста, повторюсь, это тоже позитивная новость. Поскольку для потребительского рынка спокойствие и отсутствие каких-либо ажиотажей, покупательских метаний и колебаний спроса уже само по себе хороший признак.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter