Без машины — никуда

Авторы новой рубрики спорят всегда и по малейшему поводу
Авторы новой рубрики спорят всегда и по малейшему поводу. На редакционных планерках и в курилке, о заголовках и глобальном потеплении. Так повелось с незапамятных времен и продолжалось бы неизвестно сколько, если бы не мудрый коллега: «А почему бы вам не пригласить в арбитры наших читателей?» Так возникла идея публичного обсуждения житейских тем, вызвавших наиболее острые споры. Новая рубрика [link=http://sb.by/discuss/disput/]«Спор–площадка»[/link] будет выходить раз в неделю, и мы искренне надеемся, что аудитория «СБ» примет самое активное участие в этой полемике.

Поводом для сегодняшних дебатов стало полярное отношение авторов "Спор-площадки" к такому знаковому явлению, как повальная автомобилезация последних лет. Машина - благо или помеха? Нужна ли она современному горожанину так, как убеждают нас киношные и рекламные штампы? Плюсы и минусы автомобиля - об этом поведут речь оппоненты.

[b]За[/b]

А из рога - дорога

Роман РУДЬ, не представляет себя без машины:

- Слышь, пешеход, давай без банальностей? Даю тебе фору - молчу насчет "быстро, удобно, комфортно". Ты это сам небось понимаешь. Расскажу о недокументированных, так сказать, возможностях автомобиля.

Думаешь, машина - всего лишь железная коробчонка на колесах? Признайся, это не зазорно... Я в пешеходной юности тоже полагал, что покупаю "просто тачку". Пока не обнаружил, что приобрел козу. Современный, механизированный аналог той самой мифологической козы, вскормившей Зевса. У нее, если помнишь, был необычный костяной нарост, названный рогом изобилия. Точно такой же, скажу по секрету, входит в комплектацию любой машины. В техпаспорте об этом ни слова, но поверь мне - рог есть. Изобильно сыплет подарками.

Первым из них оказалось время: целых два часа, которые при унылом бесколесном житье расходовались на будничные перемещения. Драгоценные 60 минут, уходившие на утреннюю дорогу до работы, теперь тратятся на безмятежный сон. Ну и вечером соответственно: то время, которое я проводил в метро и маршрутках (с чужими женами и детьми), теперь проходит в домашних тапках (с собственными супругой и дочкой).

Следующим подарком была экономия. Теперь машина сторожит наш бюджет, стабильно вылетавший в продуктовую трубу. Ведь как раньше? Топаешь с работы - "заскочи в магазин, купи что-нибудь к ужину". Выскакиваешь уже без копейки, но с сумкой пищи. И так почти каждый день... Накладно, мягко говоря. Нынче же путь к дому лежит через гараж, а не гастроном - и я при всем желании не отыщу среди старых покрышек лишнюю пачку пельменей и не соблазнюсь на очередную красивую упаковку дорогущих конфет. Продукты мы покупаем раз в неделю - в гипермаркете набиваем багажник, потом разгружаем его в морозильник - и до следующих выходных не тратимся на еду.

А летом я получил независимость. Провозгласил свой дорожный суверенитет и избавился от автобусного диктата. Организаторы пригородного сообщения почему-то считали, что к себе на дачу я должен попадать либо ранним утром, когда спят даже петухи, либо поздним вечером, когда уже проснулся филин. Автомобиль позволил с ними не согласиться и жить по собственному, а не вокзальному расписанию. Если замучит тревога за огурцы, могу немедленно выехать в ночь, а не страдать бессонницей до первого автобуса.

Потом из рога изобилия вывалился "третий глаз". Автомобиль позволил разглядеть то, что я никогда не увидел бы обычным зрением пешехода. Весь отпуск мы свободно катались по стране, обнаруживая живописные развалины старинных водяных мельниц, диковинные родники на песчаных холмах, какие-то древние курганы и просто потрясающие пейзажи. Ты этого не увидишь: там нет станций пригородных поездов или остановок автобуса. Оттого, кстати, и боровики с подосиновиками стоят нетронутые - меня ждут.

Еще одним подарком оказалась радость общения. У автомобилистов есть общая черта с журавлями - они сбиваются в стаи, объединенные страстью к своему средству передвижения. То есть автоклубы растут, как те же боровики. В любой момент я могу получить совет, найти поддержку или попутчиков для совместного путешествия в лице одноклубников. Назовешь мне хоть один союз любителей езды на трамваях?

Да что тут спорить? Посмотри на себя в общественном транспорте. Вот ты висишь на поручне летом, мокрый от духоты и злой от того, что некая бабушка не позволяет открыть окно - у нее на руках злобная собачка, которой нельзя простужаться... Или зимой, укутанный в сто одежек, протискиваешься в набитый троллейбус, чтобы там тебе оттоптали ноги и оштрафовали за безбилетный проезд - к компостеру ты так и не пробился... А по соседней полосе катит автомобилист, у которого уют салона, негромкая музыка и кондиционер. И даже в пробке стоишь лишь ты - он в ней сидит!

Думаю, достаточно. Ступай. А я поеду.



[b]Против[/b]

Ничего личного - только проездной

Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, апологет троллейбусов, фанат метро:

- Поздравляю, Роман, вполне убедительная речь! Надеюсь, ее обдумывание не слишком отвлекло тебя от дороги? Я искренне сочувствую тебе, как и всем остальным жертвам искусственно созданного ажиотажа вокруг бэушных иномарок. Будь реалистом, признай: вами, жертвами потребительского автобума, просто манипулируют респектабельные дяди из сферы автобизнеса. Именно они заказывают и оплачивают моторно-выхлопной пиар, мороча голову невинным пешеходам и пассажирам. А у тех срабатывает инстинкт толпы ("Чем я хуже соседа, друга, коллеги, который пригнал иномарку из Польши?"), начинается массовый психоз. Но где же здравый смысл? Мы ведь не в Соединенных Штатах живем, где без автомобиля действительно не обойтись. Однако зачем покупать автомобиль среднестатистическому жителю Минска, Могилева, Бреста или Гродно - городов с достаточно развитой системой общественного транспорта, множеством маршруток, такси? Понятно, что личное авто жизненно необходимо коммерсанту для перевозки товаров. Или тому, кто "таксует". Но нужна ли своя машина студенту, домохозяйке, рабочему, продавцу, учителю, врачу, военному или офисному клерку?

"Я значительно экономлю время. Моя жизнь стала намного комфортнее. Я чувствую себя современным человеком" - вот наиболее распространенные шоферские байки. Но ведь даже пересев за руль "буржуйской" иномарки, большинство так и не избавляется от "совковой" привычки всегда и всюду опаздывать. Хроническую болезнь "опаздунов" осложняет список проблем, с которыми неизбежно сталкиваются практически все водители: техосмотры, поездки по авторынкам в поисках запчастей, растаможки, оформление документов, ремонты, дорожные пробки, поиски стоянок и парковок...

Теперь о комфорте. В метро водители, конечно, не толкаются. На остановках не мерзнут. Но я всегда с сочувствием смотрю на парней, ранним утром пытающихся завести свои замерзшие авто или пластом лежащих под бэушными машинами. И о каком комфорте может идти речь, когда подержанная иномарка ломается в мороз или, наоборот, в жару на сельской дороге? Уж не говорю о стрессе, который постоянно испытывают "счастливчики" за рулем. "Куда ты прешь? А тебя куда понесло? Да где ты права получал? Да бабам за руль вообще противопоказано садиться!" - вот вам самый цензурный вариант звукового ряда гипотетического телерепортажа о жизни городских водителей. В доме повешенного не говорят о веревке, а в квартире автолюбителя не стоит заикаться о ДТП, "разборках" (иногда с мордобоем) в ожидании сотрудников ГАИ, штрафах, эвакуаторах, угонах. Согласитесь, риск всего этого и много чего еще - непомерная плата за удобства при поездке на работу, за город или в гипермаркет. Давайте не забывать и о росте цен на топливо... Не лучше ли вложить заработанные деньги в свое и своих детей образование, здоровье, решение жилищной проблемы, семейный отдых на море?

...Я готовил аргументы для спора, когда ехал в редакцию на троллейбусе. 33-й маршрут - это, конечно, на 600-й "мерс", но общественный транспорт дарит мне... покой. Троллейбусы, автобусы, трамваи и метро в Минске придерживаются расписания, больших давок в салонах нет. Весьма корректны водители и контролеры. Соседи-пассажиры стали намного спокойнее, скандалы возникают все реже. Именно в автобусе или метро я могу почитать книгу, газету. Переговорить с кем-то по мобильнику. А разве сделаешь это без риска для жизни за рулем?

Кстати, моя супруга никогда, заламывая руки, как та несчастная дама в рекламе "шоколада для мужчин", не скажет обо мне: "А еще у него есть гараж! Он туда ходит..." По воскресеньям я почти всегда на виду у своей семьи. Если, конечно, в этот день на стадионе "Динамо" не играет моя любимая футбольная команда... Ведь мужчин разного возраста и профессий, мой уважаемый моторизованный оппонент, могут сдружить не только джипы и минивэны!



[b]Обратная связь[/b]

Спустя неделю после выхода этой статьи, в газете были опубликованы комментарии наших читателей, которые пришли на сайт.

**
Цены на бензин растут, запчасти дорогущие, не всегда есть. С одной стороны, автомобиль ускоряет жизнь, а с другой стороны, ее удорожает. Пусть он уже давно не роскошь, а средство передвижения, но все–таки дорогое средство. Трамваем дешевле. Если бы еще трамваи ходили с точностью до минуты — так, как в Праге.

Зоя Петровна, Витебск.

**
Андрей точно подметил насчет хамов в общественном транспорте. Их там стало меньше. И знаете почему? Потому что все они пересели в автомобили. И теперь все это хамство — на улицах между водителями.

Ирина, Минск.

**
Уважаемый Андрей, ваши аргументы несколько слабоваты. Уже давным–давно отпала необходимость мотаться по авторынкам в поиске запчастей, как, впрочем, и валяться под машиной. Бензин дорожает? Фрукты, овощи, мясо — все дорожает. Может, стоит отказаться и от всего этого в целях экономии? Сила аргументов вашего оппонента базируется на опыте: отсутствие авто и его присутствие позволяют ему рассуждать о всех прелестях и недостатках обоих состояний. Ваше же мнение на предмет проблем, связанных с автомобилем, не базируется на личном опыте. Так что пока 2:0 в пользу Романа.

Виталий Валерьевич, Минск.

**
Андрей, неубедительно. А по поводу стресса, который якобы испытывают «счастливчики», — вообще ерунда. И с чего вы решили, что автомобилисты все поголовно «дрожат» перед словами «ГАИ», «ДТП», «угон»? Мы живем в цивилизованном мире, где есть такое слово «Каско». И поверьте, многое перестает пугать и напрягать. Совсем как и вас в троллейбусе... Единственное, в чем соглашусь с вами: иметь автомобиль или не иметь — дело сугубо добровольное и решается каждым в индивидуальном порядке.

Александр.

**
Кому же охота признаваться, что уйма денег зря потрачена? Да и в том, что каждый день трясутся за своих «ласточек», шоферы никогда не признаются. А я только каждый день и вижу — сплошные аварии да «водил» с трясущимися руками в курилках нашего офиса. Не жизнь — кошмар! Правильно! Лучший транспорт — такси.

Пассажир.

**
Купить автомобиль меня заставила жизнь. Вот представьте себе: родители живут в деревне, мы в городе, в 80 километрах. Старенькие родители, помощь нужна, наведываться нужно. Доехать к ним маршруткой — 10 тысяч, автомобилем — чуть больше. Но прелесть в том, что мы едем пятеро!!! И в деревне можем побыть, сколько хочется, не зависим от расписания и наличия свободных мест в маршрутке. Автомобиль — это теперь осознанная необходимость. Спор бессмысленный, правда, ребята. Но рубрика хорошая.

Валерия Олеговна.

**
Стоп и личному, и общественному транспорту! Если есть лишних полчаса утром — на работу добираюсь пешком! Поэтому и фигуру к 50 годам сохранила девичью.

Ирина.

**
В нашем городе все водители — хамы. Больше всего меня возмущает, что они летят на скорости в дождь. Стоишь перед светофором весь в грязи после «общения» с таким водителем, а наказать его невозможно. Хочется камень носить в сумке, чтобы отомстить, раз гаишники им потакают. А пьяных за рулем сколько! Не было бы машин, не было бы трагедий.

Татьяна.

**
Машина есть у мужа, но я хоть и могу себе купить, покупать не спешу. Ходить–то здоровее! Может, в Минске у вас без машины как без рук, у нас в маленьком городке одной на семью хватает. Знаете, что плохо? То, что в наших городах нет велосипедных дорожек, как в Варшаве, например. В райцентрах велосипед — самое дешевое и самое удобное средство передвижения. Ездила бы на велосипеде, если бы были такие дорожки, а так хамы–водители не дают.

Зоя Яковлевна, Высокое.

**
Я водитель, но дети мои ездят общественным транспортом. В Чехии продается единый билет на все виды транспорта на определенное время. Взял один билет и езжай себе, на чем хочешь, важно время не перебрать. Даже контролеров нет! Там пробки в Чехии, в Праге, даже в Карловых Варах, поэтому многие пользуются транспортом государственным и велосипедами. Почему у нас не идут навстречу велосипедистам?

Михаил Панфиленко, Гомель — Прага.

Высказывайтесь и вы.

[link=http://www.sb.by/discuss/disput]Поспорить на другую тему[/link]
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter