«Без мамы косы стричь не буду…»

Парикмахер не мог и подумать, что у юной клиентки есть уже боевые ордена и медали

Парикмахер не мог и подумать, что у юной клиентки есть уже боевые ордена и медали

После одиннадцати лет работы в детской печати мне пришлось осваивать специфику нового средства информации – телевидения, которое в то время делало в Беларуси первые шаги.

На Гостелерадиовещании я нашла себе верную подругу. Она покорила меня открытостью, смелостью, честностью, справедливостью, надежностью, на нее всегда можно было опереться в трудную минуту.

Журналистка Нина Викентьевна Павловская – одна из героинь моих многочисленных рассказов про женщин, чья юность пришлась на страшные годы Великой Отечественной войны.

А все началось с небольшой заметки, опубликованной в подпольной газете «Витебский рабочий» в марте 1944 года. Я ее прочитала спустя 35 лет, то есть в 1979 году. Там рассказывалось о том, как пять юных патриоток — Нина Павловская, Валентина Кулик, Евгения Пляц, Тамара Пляц, Галина Дашкевич — с первых дней оккупации их родных мест стали бороться с фашистами: собирали оружие, боеприпасы, расклеивали листовки. В мае 1942 года они первыми из женщин района вступили в партизанский отряд товарища З. Были разведчицами, неоднократно участвовали в боевых операциях. А потом изучили подрывное дело и создали диверсионную группу во главе с Евгенией Пляц.

Начался многомесячный поиск бывших отважных партизанок, и в дни празднования 35-летия освобождения Беларуси мы собрали их в студии Белорусского телевидения. Командир группы Евгения Ивановна Пляц приехала на передачу «Память» из города Лепеля Витебской области. Она уже была на пенсии, проработав в райкоме партии много лет. Комиссар группы Нина Викентьевна Павловская, заработав трудовой стаж в газетах и на телевидении, тоже уже была пенсионеркой. Галина Ивановна Дашкевич (по мужу Савина) в то время работала старшим продавцом сельпо поселка Ореховск Оршанского района. Валентину Александровну Кулик (по мужу Дубнову) хорошо знали в Молодечно как бывшего комсомольского, партийного, общественного работника. Нашли мы и их партизанского командира товарища З. Им оказался Анатолий Михайлович Захаров. Он приезжал на телевизионную передачу из города Рыбинска Ярославской области России вместе со своей женой Тамарой Савельевной Кацер, тоже бывшей партизанкой…

Не было на встрече боевых подруг только Тамары Михайловны Пляц. Для ее хрупкого организма партизанские невзгоды, особенно последняя весна, оказались роковыми – в конце сороковых годов ее не стало.

…Женя Пляц из деревни Озерцы Толочинского района перед самой войной только-только начала работать учительницей, а ее землячка и школьная подруга Тамара Пляц успела закончить торговый техникум, получила направление на работу и приехала домой, чтобы повидаться с родными, и тут началась война. Галя Дашкевич из деревни Вятитеревка Чашникского района встретила военные испытания девятиклассницей. Валентина Кулик успела сдать сессию за третий курс Минского института народного хозяйства, а Нина Павловская в те грозные июньские дни сорок первого вернулась в родную деревню Замошье, что на Сеннинщине, после окончания Минского архитектурно-строительного техникума: диплом защитила на второй день войны.

У Жени и Тамары были не только одинаковые фамилии, но, как вспоминали на встрече подруги, они нередко думали одинаково. Это помогало девушкам в организации побегов военнопленных и переправке их к партизанам. А Нина, Валя и Галя часто ходили в разведку, добывали медикаменты. Потом брали в руки кошелки, и, делая вид, что идут за грибами, несли лекарства народным мстителям в лес.

Девчата наравне с  мужчинами громили фашистов в Толочинском, Сенненском, Чашникском, Бешенковичском и Лепельском районах Витебской области.

Нина Викентьевна вспоминала, как они однажды ночевали в деревне, а под утро туда нагрянули немцы. С партизанами был замкомбрига по строевой подготовке карачаевец Хаприкезов Кочебаты. Имя было трудно выговорить, поэтому в отряде его звали Ленька Черный. Организовал он партизан, и они ударили по фашистам.

— Убила и я одного, забрала немецкую винтовку, — рассказывала Нина Викентьевна. – А Ленька Черный подвел мне коня и сказал:

— Награждаю за храбрость! Пользуйся! Передай командиру отряда, чтоб на довольствие поставил…

А Галя Дашкевич за помощь партизанам была арестована и провела в немецкой тюрьме три дня. Группу девушек намеревались отправить в Германию, некоторых — оставить для работ, а остальных – расстрелять. Узнав об этом, партизаны поспешили на помощь.

Они были молоды, им хотелось петь, веселиться, красиво одеваться. Но шла война, и враг топтал родную землю…

Когда Нину Павловскую переправили в советский тыл передохнуть, она оказалась в Москве и зашла в парикмахерскую постричься – длинные волосы доставляли немало хлопот в неустроенном партизанском быту. Мастер по прическам удивленно оглядела клиентку и сказала:

— Такие косы стричь не буду. Без разрешения мамы. Так что с мамой приходи!..

А у юной клиентки парикмахерской уже был орден Отечественной войны I степени и боевые медали. Позже к этим наградам добавились орден Отечественной войны II степени, медали «За Победу над Германией», «Партизану Великой Отечественной войны» и многие другие.

В день Великой Победы, в праздник независимости и на наших ветеранских и журналистских встречах Нина Викентьевна Павловская всегда красивая, нарядная, веселая, остроумная, мужественная…

И, может, мы еще не раз споем с ней на два голоса нашу любимую песню «Прощай, любимый город» и вспомним юность, опаленную горячим дыханием войны.

Мы делали все, чтоб жила и процветала наша Родина.

Мария МИХАЕВИЧ,участница Великой Отечественной войны, член Союза журналистов

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter