Без лишних телодвижений

Философию Года предприимчивости стоит понимать как «раскрепощение» инициативы...

Философию Года предприимчивости стоит понимать как «раскрепощение» инициативы. Чтобы предприниматель больше внимания уделял основной деятельности и меньше отвлекался на сопутствующие ей процедуры. Не вяз в чрезмерном документообороте, не держал дополнительный штат для составления многочисленных отчетов и переписки с чиновниками. Что ж, задача разгрузить в этом смысле бизнес поставлена. И уже реализуется.


Об этом можно судить по двум принятым друг за другом указам Президента. Документ за номером 95 подписан в начале марта. Его цель — навести порядок в процедуре сбора информации, которая не входит в официальную статотчетность. Ведь как часто бывает. Понадобилась районному руководителю какая–то цифра, он тут же поручает подчиненным разослать находящимся на подведомственной территории предприятиям соответствующий циркуляр. Заскрипели перья бухгалтеров. А тем временем нужная цифра, вероятно, уже содержится в других отчетах. Была предоставлена по запросу из области. Но поручение дано — его нужно исполнять. Тратить время на рутину.


Указ № 95 значительно сужает полномочия госструктур на запрос дополнительной информации. Теперь основаниями для них могут быть только поручения Президента, Правительства, распоряжения Премьер–министра и Главы Администрации Президента. При этом указ не только закрепляет эту норму, но и регламентирует действия респондента, если его дополнительно загружают требованиями информации. Такие действия можно обжаловать в вышестоящей инстанции, а сам запрос разрешено игнорировать. Руководителям же излишне любопытных организаций грозит дисциплинарное взыскание. Вплоть до увольнения.


Второй документ схожего смысла — Указ № 114. Он значительно сокращает количество обязательных первичных учетных документов, уменьшает численность обязательных сведений в них. Он же не допускает и административной ответственности за отсутствие или указание недостоверных сведений, не являющихся обязательными для предоставления. На этом месте бухгалтеры облегченно вздохнули еще раз.


Руководитель Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин отмечает позитивное восприятие бизнесом обоих новшеств. Тем более что такие предложения не раз формулировались самими предпринимателями. Что отражено и в национальной платформе бизнеса. В.Карягин отмечает абсолютное соответствие принятых указов духу Директивы № 4, с одной стороны. И задаче вхождения Беларуси в тридцатку стран, наиболее комфортных для бизнеса. Причем развивает эту мысль следующим образом. Само сокращение документооборота, безусловно, важное, но не определяющее условие для вхождения в топ–30. Но если смотреть на эту задачу шире, то главное здесь — повышение конкурентоспособности экономики. Меньше бумаг — меньше и затрат. Трудовых и финансовых. А это уже значимый фактор эффективности любого бизнеса.


Размышляя об экономии делового времени, В.Карягин отмечает, что здесь еще достаточно места для совершенствования. По его мнению, более удобной могла бы быть статистическая отчетность. Но самый большой пласт излишеств в системе административных процедур — для юридических лиц. Сейчас Правительство работает над его исчерпывающим перечнем. В тесном сотрудничестве с бизнес–ассоциациями. Пока, по словам В.Карягина, в документе около 600 страниц текста. Но не исключено, что в окончательном варианте он будет компактнее. Пока еще остается возможность исключения дублирующих процедур, упрощения действующих. Работа идет своим чередом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter