Послесловие к гастролям театра имени М.Горького в России

Без косьбы и кокошников

Недавно наш театр вернулся с больших гастролей по Уралу, проходивших в рамках зарубежной программы проекта “Большие гастроли 2016 года” Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры России. Наш спектакль “Пане Коханку” в Челябинске, Кургане и Магнитогорске посмотрели 4 тысячи зрителей, появились хорошие отклики в прессе. Мне рассказывали, что зрители, посмотревшие спектакль первыми в Челябинске, мчались на показ в другой город, чтобы увидеть его еще раз... Заработало сарафанное радио, которое, как всегда, — лучшая реклама для театра.

Честно говоря, я был поражен культурному эффекту, который эти гастроли произвели в России. После первого спектакля “Пане Коханку” челябинцы были в шоке. Почему? Потому что они ожидали, что выйдут тетки в кокошниках, начнут петь национальные песни, мужики будут траву косить. Этакий этнической театр. А тут на сцене — князья, шляхта, страсти на уровне Екатерины II, Польши, Великого Княжества Литовского. Они этого не ожидали. И, может быть, впервые за долгие годы увидели нас другими, не в контексте БССР, скажем так... Они увидели нас суверенной страной со своей историей. Узнали, кто такие Радзивиллы.

Предыдущие гастроли нашего театра состоялись 10 лет назад — в 2006 году. Я не считаю гастролями поездки на фестиваль “Белая вежа”, когда мы приезжаем, ночуем, показываем спектакль и уезжаем.

Мы стали единственным белорусским театром, включенным в программу проекта “Большие гастроли 2016 года”. Кроме нашего, из бывших союзных республик в нее попали русские театры Грузии, Армении и Казахстана. Мы оказались в высшей лиге русского театра вместе с Малым театром России, Вахтанговским, БДТ и другими. Работали в одной программе как партнеры.

Увы, сейчас коммерчески невыгодно возить на гастроли большие стационарные спектакли. Такие проекты совсем не окупаются и могут дать только культурологический эффект. Шесть спектаклей в трех городах и около 4 тысяч зрителей, пришедших на них, — это как 10—15 показов у себя дома. Театры большие, мест на 900, и я сказал своим актерам: “Ребята, мы должны завоевать новую публику, новые залы. Вы должны работать не так, как работаете дома на 450 мест, поэтому добавьте энергетики. Это пространство надо заполнять”.

Такие задачи, конечно, развивают актера, его коммуникацию со зрительным залом. Он становится более универсальным, начинает по-другому мыслить, работать и у себя дома. У хорошего актера есть воображение, он может спеть песню “По диким степям Забайкалья”, не видя этого. Но если он побывал на Байкале и видел забайкальские степи, то петь эту песню будет уже по-другому. Визуальная картинка навсегда останется в эмоциональной памяти.

Есть три условия нормального существования театра: прокат спектаклей на стационарной сцене, фестивальная деятельность, чтобы сверять свою творческую планку с уровнем других коллективов, и полноценные большие гастроли. Без этого нет завтрашнего дня театра.

В 2017 году в Минске мы с удовольствием примем какой-нибудь федеральный театр из России, который решат отправить к нам по программе. Я рассчитываю на то, что у нас в Минске снова побывает потрясающий театр имени Ленсовета из Санкт-Петербурга.

Сергей Ковальчик, художественный руководитель Национального академического драматического театра имени М. Горького
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter