Почему дорожает топливо?

Без копейки литр не полный

На днях топливо снова подорожало. И опять на одну копейку. Чуть меньше 70 центов. В среднем. Конечно, любое повышение цен, даже микроскопическое, неприятно. Но так уж складывается нефтеперерабатывающая экономика. Впрочем, не слишком ли болезненно мы относимся к стоимости именно топлива, будто оно является краеугольным камнем счастливой жизни?


Вот в Норвегии – одном из топовых мировых экспортеров углеводородов — литр топлива обходится дороже двух долларов. Но по уровню жизни страна считается одной из самых благополучных, борясь за верхние строки рейтинга.

Словом, жизнь может быть одинаково прекрасной и ужасной, независимо от дороговизны топлива. Да и нацией нон-стоп путешественников мы не являемся. Тратим на заправку всего 2,2 процента своих доходов. Намного меньше, чем, скажем, на связь.

Не будем вдаваться в хитросплетения формул, а посмотрим на итог: если в начале 2010-х годов наши НПЗ покупали сырье по цене около 50 процентов от мировой, то сейчас уже – 75 процентов. А к 2024 году – не так уж и много времени осталось — стоимость нефти полностью выровняется. И для наших переработчиков, и для российских. И за год, по официальному сообщению концерна «Белнефтехим», она подорожала на 35 процентов. А топливо за это же время — только на 14 процентов. Как говорится, почувствуйте разницу. Розничная цена уже сегодня не влезает ни в какие экономически оправданные обоснования. Слишком низкая. Ведь в себестоимости топлива 80 процентов – именно сырье. А впереди еще налоговый маневр…

В принципе, «кисло» от него придется всем. Но у россиян пилюля подслащена так называемыми возвратными акцизами. Да, за счет маневра российский Минфин обдерет нефтяников и переработчиков на лишних 1,6 триллиона своих рублей. Но около 600 миллиардов обещает вернуть НПЗ в виде компенсации. По крайней мере, об этом заявил директор департамента налоговой политики Минфина Алексей Сазонов. Словом, своих поддержат. Благо возможности у Кремля есть. Если в стране есть и добыча, и переработка, то можно законодательно творчески резать пирог перераспределения прибылей с итоговой выгодой для бюджета. Беларусь почти лишена своей сырьевой базы. Поэтому и возможности «маневренной» компенсации для своих переработчиков ограничены. Да, можно снизить акциз. Но, в отличие от РФ, мы получаем чистые выпадающие доходы из бюджета. На прошлой неделе заместитель министра финансов Дмитрий Кийко оценил потери казны от российского нефтяного налогового маневра в 600 миллионов рублей в 2019 году.

Конечно, «Белнефтехим» всеми силами старается вести сдерживающую ценовую политику. Но не надо быть Кассандрой, чтобы понимать: топливо будет дорожать. Даже если его будут продавать на внутренний рынок с «нулевой» маржой. Сегодня реализуют в убыток. Но вечный «минус» не выдержит ни один бизнес. А при мировых ценах «закрыть» внутренние прорехи за счет экспорта не получится. У мировых переработчиков рентабельность весьма скромная. Суперприбылей давно в отрасли не видели. Некоторые НПЗ в Европе и других частях света даже закрываются.

Перестает нефтянка быть золотой жилой и для бюджета. Конечно, на нее приходится приличная доля налоговых поступлений, но финансовые потоки уже не столь мощные. Что касается самих НПЗ, то у них только один шанс выжить: закончить модернизацию и выйти на технологический уровень лучших европейских предприятий. Иначе работать станет невыгодно.

Проблема многогранна. И намного шире, чем цифры на заправках. Просто топливо после «обнуления» Россией льгот для регионального рынка превратилось в обычный товар с высокой импортной составляющей. Как кофе, банан или ноутбук.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter