Традиционный народный календарь на 14 - 20 мая

Без капусты щи не густы

Когда–то во второй половине мая крестьяне отправлялись в поле и огород осматривать поднявшиеся всходы. 14 мая (1 мая по старому стилю) в народном календаре — Иеремия (Еремей), в традиционном представлении день знаковый, дающий начало. И коли «пришел Еремей — иди посевы разумей».


Наблюдали за погодой, делая долгосрочные прогнозы: если тепло, безветренно, то и во время уборки хлебов будет так же.

15 мая — Борис и Глеб, помощники хлебороба. И снова все знали: когда Борис и Глеб — «iдзi даглядай хлеб». «Даглядай» не значит — смотри на него. «Даглядай» — ухаживай за ним, трудись. Еще в этот праздник особо почитались никогда не замерзающие криницы с целебной водой, в первую очередь те, что помогали от «хваробы вачэй». Возле таких «гаючых» источников устанавливали кресты, обвязанные рушниками, проводили молебны и освящение воды. Говорили, на Бориса и Глеба вода приобретает особый, мятный привкус. Если где–то поблизости размещался монастырь, за криницами приглядывали монахи: после зимы приводили в порядок ступени, которые вели к воде, меняли к праздникам рушники, поддерживали чистоту. Вообще, засорять источник считалось большим грехом.

16 мая — Мавра — зеленые щи. Уже подросли крапива и щавель, и на смену щам из капусты, которые у нас частенько называли просто «капуста», приходили щи зеленые. Рецепт несложный: молодые побеги крапивы промывали, обдавали кипятком и вместе со щавелем забрасывали в бульон, где уже варилась картошка и слегка припущенная морковь, ближе к готовности вливали перемешанное, но не взбитое, сырое яйцо. Добавляли и другие травы — в каждом регионе существовала своя особенность. Готовили также ботвинью из молодых листьев крапивы, лебеды и щавеля. Их слегка отваривали, затем разводили квасом (можно на березовом соке), заправляли тертым хреном, луком репчатым или зеленым, укропом. В ХIХ веке во многих крестьянских огородах росла трава под названием «агурочнiк» — ее листья с ярким запахом свежего огурца использовали для салатов. Широко применяли на кухне и молодую «канюшыну»–клевер, которую добавляли в зеленые супы. Отдельно приготовленный отвар из нее — пили. В этот период даже выпечку окрашивали соком молодой зелени.

18 мая — Ирина–рассадница. Наступает наилучшее время для высадки в грунт рассады — капусты, огурцов, томатов. Что касается томатов, в довоенный период их выращивали в Беларуси нечасто. Тем не менее еще в середине ХIХ столетия помидоры у нас уже культивировались — главным образом на огородах представителей высшего сословия. Потом, постепенно те, кто занимался этим в панских парниках, стали выращивать томаты и для себя, приобщая к новой овощной культуре и окрестных сельчан.

Кстати, у нас росли даже арбузы, причем не только в южных районах, но и, например, на Могилевщине. Семена сажали в небольшие горшки, всходы берегли, утепляли — накрывали паклей, особенно на ночь, и дожидались, пока отойдут заморозки на почве. После чего переселяли рассаду на грядки. К концу лета созревали арбузы, правда, небольшие — 1,5 — 2,5 кг. Но все равно неплохо! Более того, существовал успешный опыт выращивания дыни. Так что белорусская бахча — вполне реальное дело.

Да, пора теперь такая, что дни, связанные с посадкой той или иной культуры, идут один за другим. 19 мая в народном календаре — Иов–горошник, Иов–огуречник. Кстати, раньше горох садили по краю огорода и рос он «для всех людей». Поэтому не только ребятня, но и взрослый человек, проходя мимо, мог «сашчыкнуць» несколько стручков, что не считалось нарушением правил поведения.

Большие росы на Иова — добрый знак, благоприятный для будущего хорошего урожая.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter