Квартирный вопрос в Минском областном драмтеатре сродни гамлетовскому “быть или не быть”?

Без грез не взглянешь

Минский областной драматический театр, несмотря на свое название, как знают многие театралы, находится в чудном городе Молодечно. Театр, которому на роду и по статусу написано быть в орбите событий, из театральной жизни страны в последнее время несколько выпал. Почему это случилось? Грядет 25-летие талантливого коллектива, но свой юбилей он, судя по всему, встретит даже без худрука. А это все равно что корабль, пусть и хорошо оснащенный, но оставшийся без капитана.


Директор театра Юрий Кривенький, как герой какой-нибудь комедии, который должен преодолевать всемозможные изощренные испытания и препятствия, присутствия духа не теряет:


— Наш театр оказался в довольно странной ситуации. Когда обращаемся со своими проблемами к властям Молодечно, нам говорят: “Вы же Минский областной театр, вот и обращайтесь в Минской областной исполнительный комитет”. Когда обращаемся туда, в ответ слышим: “Ничего не знаем, вы работаете в Молодечно, вот и обращайтесь к своим властям...” В итоге пять лет наш театр работает без постоянного художественного руководителя. Были на этом посту разные известные в стране режиссеры, даже пытались вырастить худрука в своем коллективе, однако эта практика себя не оправдала. Известные режиссеры страдали, к сожалению, не менее известной театральной “болезнью”, а выращеные в своих стенах худруки вдруг начинали демонстрировать чудеса самодурства — “тащить” одних и “топить” других членов труппы. Мне это не понравилось.


— Юрий, мне кажется, для любого молодого режиссера, выпускника Академии искусств, поработать с таким профессиональным коллективом — большая честь и школа. Однако все молодые почему-то сегодня хотят руководить сразу Купаловским или Русским театром. Вот и режиссер Екатерина Аверкова не удержалась надолго в Могилеве.


— А никто из молодых к нам и не поедет, потому что мы не можем обеспечить их квартирой. Сколько раз просил: выделите нам нормальную двухкомнатную квартиру для художественного руководителя и нормальную зарплату. Говорят, свободных квартир нет. А зарплата утверждена штатным расписанием: у молодого специалиста в театре — 2 миллиона 300 тысяч рублей, ведущего мастера — 4 миллиона. Примерно столько же  получал бы и худрук. Хочется праздника, хочется взбодрить коллектив. Показать, что он достоин лучшего.


...Видимо, именно для этого директор на открытие сезона пригласил в свой театр художественного руководителя Национального академического театра имени Я. Коласа Валерия Анисенко. Популярную пьесу известного российского драматурга Петра Гладилина “Афинские вечера” Юрий Кривенький предложил режиссеру сам.


— Труппа великолепная, — как всегда активно жестикулирует Валерий Анисенко. — Но жаль, что коллективу не везет. Директор работает с полной отдачей. Я много езжу и по Беларуси, и по огромной России, недавно вернулся из Архангельска, и поверьте мне, не каждый театр сегодня может похвастаться таким директором. С годами я убедился, что талант менеджера и организатора — такой же редкий дар, как талант режиссера и актера.


— Мы вынуждены зарабатывать деньги, — поясняет выбор пьесы Гладилина Кривенький. — Коллегам я так прямо и сказал: или мы пытаемся заработать и тогда все плывем в одной лодке, или театр просто можно закрывать.


В итоге воодушевленный напором директора Минский областной драматический театр встретил новый сезон, работая как маленький швейцарский часовой завод — четко и без сбоев. Было заметно, как соскучился по театру после летнего отдыха свой родной молодечненский зритель. 


С какой любовью рассматривал он в фойе фотографии актеров. И когда после премьеры “Афинских вечеров” директор сначала устроил дискуссионный клуб со зрителями (все присутствовавшие на спектакле остались в зале, что, кстати, тоже показательно), а потом выкатил стол с тортом и свечками, как в голливудском кино, у многих артистов на глазах появились слезы. Они отвыкли от такого внимания.


Некогда в этом городе проходил замечательный театральный фестиваль “Маладзечанская сакавіца”. Сколько чудных открытий он подарил! Жаль, что от этого фестиваля отказались. Он работал на европейский имидж города.


— Я не думаю, что отсутствие квартиры — истинная причина отсутствия художественного руководителя в Минском областном драматическом театре, — высказывает свою точку зрения на проблему начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Минского облисполкома Руслан Трухан. — В самом регионе и городе есть много творческих талантливых людей. И их надо заинтересовывать. Насколько я знаю, райисполком готов предоставить место в общежитии. Значит, просто не очень активно занимаются поисками подходящей кандидатуры. Надо искать внутри коллектива, среди представителей труппы. 


К тому же сегодня отсутствует понятие “служебное жилье”, которое как-то могло решить эту проблему. Есть арендное. Оно, конечно, дешевле коммерческого жилья, но все равно за двухкомнатную квартиру придется платить около миллиона в месяц. Вряд ли худрук с небольшой зарплатой это осилит. Надо учиться зарабатывать самим. Изыскивать средства. Может, за счет сокращения репертуара.


pepel@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter