Станислав Драгун о «Челси», Кокорине и сборной Беларуси

Без гола нет футбола

БАТЭ уверенным шагом пришел к своему очередному, 15–му в сумме и 13–му подряд, титулу чемпиона. Достижение уникальное. Борисовский клуб уже давно стал для Беларуси не просто гегемоном, а футбольным лицом страны. Именно БАТЭ все знают в Европе, именно БАТЭ регулярно дарит нам еврокубковую осень, именно БАТЭ привозил в Беларусь таких мастодонтов мирового футбола, как «Барселона» и «Реал», «Милан» и «Ювентус», «Бавария» и «Рома», «Бенфика» и ПСЖ, «Эвертон» и «Арсенал». Теперь едет знаменитый «Челси». Этот поединок, который состоится 8 ноября в «Борисов–Арене», наверняка соберет аншлаг и подарит болельщикам немало ярких эмоций.

Станислав Драгун входил в большой футбол аккурат в 2006–м, когда БАТЭ начинал свою беспроигрышную чемпионскую серию. Корни у Драгуна борисовские, однако долгое время пути–дорожки талантливого футболиста и команды расходились. Значительный период своей карьеры Стас и вовсе провел в минском «Динамо», прилагая все силы, чтобы сместить БАТЭ с трона. Однако несмотря на известный антагонизм между минским и борисовским клубами, Анатолий Капский всегда говорил, что Драгун — один из его любимых футболистов в высшей лиге. Стас вспоминает, что с Анатолием Анатольевичем был знаком давно, а их общение во все времена было приятным и дружеским: «Под Борисовом есть деревня Житьково, оттуда родом все мои родственники. И Анатолий Анатольевич тоже из тех мест. Вот и сетовал он мне всегда: «Как это ты, землячок, мимо прошел...»

Но «землячок» в итоге вернулся к родным пенатам: Анатолий Капский своего всегда добивался, и Станислав Драгун полтора года назад усилил БАТЭ, став одним из его лидеров. И очень символично, что именно Драгун стал недавно автором потрясающего гола в ворота минского «Динамо» на 53–й минуте поединка, когда вся «Борисов–Арена» стоя и молча аплодировала, отдавая дань памяти великому и светлому человеку, основателю и бессменному руководителю клуба Анатолию Капскому.

Наш Борисов — суперклуб

— Что ты почувствовал, когда забил тот самый памятный мяч? Какая была первая мысль?

Станислав Драгун: БАТЭ — моя команда!
— Простая и понятная: это его гол! Как только мяч влетел в сетку, я повернул голову и увидел на табло огромное фото Анатолия Капского. Дрожь пробежала по спине.

— Если немного поиграть в мистику, как думаешь, почему Капский выбрал именно тебя?

— Мне супруга Анатолия Анатольевича после той игры сказала: он выбрал твою ногу для этого удара. Не знаю почему... Я в БАТЭ только полтора года играю, но с Анатольевичем мы очень тепло общались с давних времен. Он в Борисов меня еще 19–летним пацаном звал. Из «Гомеля».

— Он тебе не снился после смерти?

— В первые дни довольно часто. Очень тяжело было перенести эту утрату.

— Кстати, в том матче ты ведь опять забил минскому «Динамо». Регулярно огорчаешь бывших одноклубников...

— Стечение обстоятельств, не больше.

— Но все предыдущие свои голы в ворота динамовцев ты не праздновал...

— Тут сдержаться не получилось. Думаю, меня поймут.

— А вообще, ты легко пережил все отчаянные фанатские нападки в свой адрес из–за того, что сменил «Динамо» на БАТЭ?

— Читал, конечно, все эти высказывания... Первые дни даже думал что–то ответить, слегка сгладить ситуацию, а потом понял, что лучше ни в какие диалоги не вступать. Потому что все сказанное трактовалось бы однобоко и было бы использовано против меня. Решил промолчать, не обращать внимания и дальше идти своей дорогой.

— 4 июня тебе исполнилось 30 лет. Серьезный возраст?

— Для футболиста — да. И в последнее время годы за плечами ощущаю: раньше восстановление давалось проще, мог играть хоть на следующий день. Теперь времени, чтобы прийти в себя, требуется больше.

— Понимаешь, что сейчас в глазах молодых игроков БАТЭ ты выглядишь дядькой? Так же, как для тебя выглядели, скажем, Владимир Шелег, Сергей Кабельский или Алексей Денисеня, когда ты на заре карьеры играл за минский «Локомотив». Люди из другого времени.

— С Кабельским, помню, на сборе в Турции жили в одном номере. Мне 16 лет, ему 31. Это было тяжело, потому что три недели мне совершенно не о чем было с ним поговорить. Думаешь, нынешняя молодежь в БАТЭ обо мне так же потом скажет? Вряд ли. У меня внешность «вечных 20–ти», так что я умело маскирую свой возраст.

— Но время летит пулей... Александр Глеб, с которым вы сегодня в одной команде играете, уехал в немецкий «Штутгарт» в 2000–м. Ты тогда...

— ...песок еще, наверное, на детской площадке ел! По этому поводу часто вспоминаю слова Анатолия Юревича, под руководством которого играл в «Локомотиве» и «Гомеле»: «Стас, — говорил он, — ты и заметить не успеешь, как пролетит 10 лет. Лишь с удивлением потом обнаружишь, что уже совсем не молод». Я не верил. А по факту так и получилось, как один день!

— Свое первое свидание с БАТЭ помнишь?

— Год не скажу, но на городском стадионе в Борисове еще только одна трибуна была. Мы стояли с отцом (это он меня привел) за забором, а БАТЭ играл с «Днепром». 2:1 наши выиграли. Папа у меня всегда за БАТЭ болел, для него этот клуб родной: и он, и его родители из здешних мест.

База в Дудинке: здесь куются победы.

«Исполнить Дзюбу»

— Ты ведь из тех, кто попал в жернова жесткой тренерской методы Анатолия Юревича. Что из его тренерских приемчиков вспоминаешь до сих пор?

— Под жернова, как ты говоришь, я как раз таки и не попал, Анатолий Иванович меня холил и лелеял. Он вообще в моей футбольной жизни значит очень много, по сути, дал дорогу в большой футбол. А с особым теплом вспоминаю его тонкий психологический подход. Такой пример. После каждой тренировки Иванович давал всем игрокам задание: 10 ускорений по 100 метров каждое. Перед этим подходил к Роману Василюку, который был тогда в команде в большом авторитете, и о чем–то с ним коротко беседовал. И Рома бежал так, что никто и никогда его не мог догнать, всегда финишировал первым!

— Давно с Юревичем виделись?

— Летом. А по телефону регулярно разговариваем. Я звоню, здоровьем интересуюсь. Он набирает, делится впечатлением о матчах, о моей игре. Подсказывает. Хвалил за гол в ворота минского «Динамо».

— Кстати, твой бывший партнер по «Локомотиву» Иван Биончик уже давно тренирует, вывел «Луч» в высшую лигу. Ты не думал еще, чем займешься после окончания карьеры?

— Точно не тренерством! Не хочу прожить еще одну жизнь в футболе: снова эти бесконечные сборы, разъезды... Тем более, футболисту проще: получил задание — выполняй. А тут ведь надо, как я шучу, одиннадцати инвалидам еще и объяснить все, растолковать, на пальцах показать...

— Продолжая тему тренеров и игроков, спрошу про июньскую отставку Олега Дулуба. Со стороны казалось, что вам игралось при этом наставнике тяжело. В первую очередь психологически. Команда словно ссутулилась, а на ноги повесила гири. Зато после того, как клуб возглавил Алексей Бага, вдруг ожили, задышали. Или ошибаюсь?

— Олегу Анатольевичу нужно сказать спасибо за тот этап, что он прошел с нами. Были ведь яркие 8 побед в начале сезона! Но в твоих словах есть правда. Наше общение с главным тренером не складывалось, опытные игроки не смогли найти с ним точек соприкосновения. Некоторые моменты, честно говоря, вызывали у нас удивление. Не хочется сильно распространяться на эту тему, но найти взаимопонимание так и не получилось.

— О делах сборной в Лиге наций поговорим?

— Давай.

— Это для тебя не больная тема? Все–таки матчи с Люксембургом, Сан–Марино и Молдовой не совсем то, что хотелось бы видеть.

— Сегодня это наш уровень.

— Но, пардон, две «сухие» и невнятные ничьи с Молдовой — это же кошмар! Сами игроки разочарованы?

— Конечно. Все было в наших руках. И сейчас еще остается, просто нужно в гостях победить Люксембург. А Молдова — это, пожалуй, самый неудобный соперник, с которым приходилось сталкиваться за последнее время. Колючая, неуступчивая команда, с которой было очень тяжело играть как в гостях, так и дома. И, говоря откровенно, на победу мы не наиграли ни в одном из этих поединков.

— Зато разгромили дома Сан–Марино — 5:0. Свой второй гол в этом матче ты отпраздновал «жестом Дзюбы», отдав честь трибунам. Что это на тебя нашло? Или Артем теперь твой кумир?

— Объясню. У нас в БАТЭ есть восстановительное упражнение, играем на четверо ворот. Я обычно, когда забиваю, всегда подбегаю к Алексею Баге и исполняю персонально для него жест Дзюбы. В шутку, как прикол. Он в ответ: «Успокойся, Дзюбиньо!». И вот, когда я забил в ворота Сан–Марино, бросил взгляд на трибуну и вижу: сидит там Алексей Анатольевич. Я ему и исполнил Дзюбу опять. Исключительно для смеха. Только и всего.

Максим Скавыш (на переднем плане) в последних матчах регулярно забивает. Мечтает огорчить и «Челси».

«Челси» — это не страшно!

— Кстати, на чемпионате мира в России ты за кого болел?

— За хозяев, конечно. И швейцарцы понравились.

— А приз лучшему игроку мира ты кому вручил бы: Модричу, Азару или Гризманну?

— По совокупности, наверное, Модричу — он очень хороший сезон провел и в клубе, и в сборной. Но если говорить о личных предпочтениях, то меня больше впечатляет игра Азара.

— А Кокорина в московском «Динамо» ты застал? Что он за человек?

— Да, вместе предсезонку отработали, а потом он уехал в «Зенит». Прекрасно с ним общались. Что могу сказать? Хороший парень. Если ты клонишь к тому, что недавно произошло...

— Ну, будет, согласись, неправильно, если я тебя не спрошу о недавнем «мамаево–кокоринском побоище». К тому же, когда мы с тобой в последний раз общались, я задавал тебе блицвопросы, ты отвечал. Один из них был такой: «Дом–2» или «Битва экстрасенсов»? Ты ответил: «Реальные пацаны». А «Дом–2» — только если там заварушка какая–нибудь, если кому–то стулом по голове «прилетело»...

— Ох уж этот стул... Насколько я знал Кокорина, по человеческим качествам претензий никаких ему предъявить нельзя. И то, что случилось, на него совсем не похоже. Да, ребята попали в историю и, безусловно, заслужили наказание. Но оно должно быть адекватно проступку. А сейчас на них просто спустили всех собак, устроив травлю и охоту на ведьм: призывы забрать все заработанные деньги, посадить, сжечь... Явный перебор.

— Есть матч, за который тебе в этом году стыдно?

— И за себя, и за команду в поединке против ПАОКа. Матч плей–офф Лиги чемпионов с ПСВ в гостях — из той же серии. Уж в слишком открытый футбол мы попытались сыграть.

— И это так не по–белорусски! БАТЭ вообще сейчас показывает футбол, который в наших палестинах давно никто не видел и о котором, может быть, многие уже забыли. Вернее, пытается показывать. Смелый, атакующий, без «автобусов» в штрафной и трусливой оглядки на собственные ворота. Не всегда приносит успех, зато нескучно и хочется смотреть!

— С ПСВ все же нужно было действовать похитрее. Убежден, у нас был шанс их обыграть и выйти в групповой раунд Лиги чемпионов. В Борисове, когда повели 1:0, если бы не быстрый мяч в ответ, все могло сложиться по–другому.

— А «Челси»?

— В бою температуру не меряют. Хочется дома сыграть достойно, показать себя и страну в лучшем свете. И поэтому, конечно, немножко волнительно.

— А как ты относишься к болельщикам, которые, живя в Беларуси, придут в «Борисов–Арену» с символикой «Челси» и будут болеть за англичан?

— Да никак я к ним не отношусь. Это их выбор, пусть болеют, за кого хотят. Хотя в моем понимании это неправильно.

— Дома будет легче?

— Должно быть. Здесь ведь и стены помогают. К тому же я уверен, что наших, родных и преданных болельщиков, на трибунах будет больше.

— Один из лидеров «Челси» испанец Сеск Фабрегас дебютировал во взрослом футболе в 16 лет, сыграв за «Арсенал». Стас Драгун в минском «Локомотиве» вышел на поле тоже в 16. Ты ключевой игрок БАТЭ, он — «Челси». И вы почти ровесники...

— Ой, ну что ты сравниваешь? Где я, а где Фабрегас...

Где — где... В «Борисов–Арене», конечно! Оба. На одном поле. В одно время. Друг напротив друга. Сегодня. Не пропустите: БАТЭ и «Челси» — это надо видеть!

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter