Без единой экономики государство не состоится

Депутаты Парламентского Собрания работают над созданием прочной основы Союзного государства. Высокая технологическая совместимость и взаимозависимость белорусской и российской экономик — это реальный потенциал, благодаря которому можно создать единое экономическое пространство.
Союзные парламентарии понимают, что для построения единого государства многое еще предстоит сделать. Прежде всего в области экономики. Об этом, в частности, шел разговор на недавно состоявшемся заседании Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике. Действительно, государство не может состояться без надежного фундамента единой экономики. А здесь дела обстоят пока не так хорошо, как хотелось бы. Основа есть, не хватает связующих элементов. Например, высокая технологическая совместимость и взаимозависимость белорусской и российской экономик — это реальный потенциал, благодаря которому с наименьшими финансовыми затратами можно получить значительный эффект. Во времена Советского Союза Беларусь иногда называли “сборочным цехом” страны. Она была одной из наиболее развитых республик СССР и обладала высокотехнологичными производствами, квалифицированными кадрами и развитой инфраструктурой. На ее территории действовали развитые крупные узкоспециализированные предприятия, выпускавшие в основном конечную продукцию, комплектующие, сырье и топливо для которых поступали из других республик. В настоящее время существовавшие ранее связи между предприятиями постепенно восстанавливаются. Достаточно сказать, что только в реализации совместных программ в рамках Союзного государства участвуют 8 тысяч предприятий Беларуси и России. “Сборочный конвейер” многих российских предприятий по-прежнему находится в Беларуси. На одного белорусского “сборщика” в России работают 12—14 человек.
К сожалению, в результате социально-экономических изменений прошедших лет векторы развития экономик двух стран все больше расходятся. Если в Беларуси государство по-прежнему играет решающую роль в руководстве экономикой и доля расходов на социальную сферу и на поддержку отраслей народного хозяйства значительна, то Россия гораздо дальше ушла по пути рыночной модели развития.
Острой проблемой является несогласованность действий российской и белорусской сторон. В Договоре об образовании Сообщества от 2 апреля 1996 г. говорилось, что Россия и Беларусь “с конца 1997 г. синхронизируют этапы, сроки и глубину проводимых экономических реформ, создают единую нормативно-правовую базу для устранения любых межгосударственных барьеров и ограничений”. Однако до сих пор конкретные решения, как правило, принимаются каждой страной самостоятельно в зависимости от текущих экономических потребностей и без предварительных консультаций с партнером.
Часто, когда говорят об экономическом сотрудничестве, приводят цифры роста товарооборота между нашими странами. Действительно, в прошлом году объем его составил около 17 млрд. долларов. Но ведь в данном случае речь идет об объеме товарооборота между странами, а не об экономических отношениях внутри Союзного государства, бюджет которого уже несколько лет не превышает 3 млрд. долларов. Именно поэтому депутаты Парламентского Собрания считают своей важнейшей задачей разработку комплекса мер, направленных на согласование как экономической политики двух стран, так и подготовку законодательства Союзного государства.
На прошедшем недавно заседании комиссии депутаты обсудили вопрос о подготовке проекта Налогового кодекса Союзного государства. Совместная белорусско-российская рабочая группа провела сравнительный анализ действующего налогового законодательства Беларуси и России, определила сходства и различия в налоговых системах двух государств и согласовала перечень основных налогов, единых принципов и правил налогообложения. В рамках проведенной работы была подготовлена сама концепция и структура Налогового кодекса. Эти документы уже рассматривались на заседании Совета Министров Союзного государства.
Однако дальнейшая работа сдерживается отсутствием правовых актов, которые являются основой системы законодательства Союзного государства. Без Конституционного акта и законов, регулирующих важнейшие вопросы союзного строительства, невозможно определить в проекте первой общей части Налогового кодекса целый ряд основополагающих принципов налогообложения и после этого приступить к разработке второй части этого документа. Депутаты в своем решении обратили внимание на необходимость ускорения согласования и принятия этого важнейшего документа.
На заседании комиссии серьезно обсуждался вопрос о союзной собственности. Решение его позволяет решить многие проблемы формирования бюджета и дальнейшего развития Союзного государства. Раньше Россия и Беларусь добровольно перечисляли в союзный бюджет некоторую сумму, а потом неосвоенные остатки возвращались обратно в национальные бюджеты. Из-за этого постоянно возникал вопрос о том, кому принадлежит продукция, произведенная в ходе реализации союзных программ.
Ситуация изменилась, когда в январе этого года главы Беларуси и России подписали Соглашение о собственности Союзного государства. Теперь деньги никуда уходить не будут — все, что придет в бюджет Союзного государства, в нем и останется. Кроме того, все, что произведено и будет произведено за счет этого бюджета, становится собственностью Союзного государства. Депутаты отметили, что это является важным шагом по пути интеграции. Одновременно они признали необходимым подготовить ряд документов, конкретный механизм, который даст возможность данному соглашению заработать в полную силу и преодолеть в полной мере искусственно возникшее экономическое разделение двух стран.
Интерес депутатов Парламентского Собрания к экономическим проблемам далеко не случаен. Союзное государство является наиболее продвинутым, “пилотным” проектом на постсоветском пространстве, и его успех будет означать, что на просторах бывшего Советского Союза возобладали естественные тенденции к интеграции и сотрудничеству. От того, насколько скоро Россия и Беларусь смогут подтвердить свой политический курс возрожденным экономическим потенциалом, зависит не только то, как скоро с нашими интересами станут считаться в мире, но и сама расстановка сил в этом мире. А значит, и сам мир.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter