В АПК нельзя решать принципиально новые задачи, базируясь на старых организационных и технологических подходах

Без достойной мотивации не сдвинуть воз

Несмотря на все неоспоримые достижения, целевые показатели Госпрограммы развития аграрного бизнеса не достигнуты. В чем причина?



ГЛАВНОЕ — не улучшается положение в экономике. Дефицит денег не позволяет укреплять и развивать инфраструктуру, запускать новые технологии в производстве, решать социальные проблемы села. 

Истоки и начало всех этих проблем — высокие процентные ставки по кредитам, нестабильная конъюнктура внешнего рынка, замедленный оборот капитала в сельхозпроизводстве, опережающий рост цен на ресурсы по отношению к ценам на продукцию сельхозпроизводителей.

Фактор второй, субъективный, — профессиональный уровень некоторых руководителей и специалистов не позволяет им понять, что решать принципиально новые задачи, базируясь на старых организационных и технологических подходах, нельзя. Как и бесконечно уповать на бюджетные средства. Надо изменить идеологию хозяйствования, сформировать такой механизм работы АПК, который имел бы исключительно экономическую направленность. И не административно, а экономически побуждал работников в полной мере вкладывать свой потенциал в повышение эффективности производства.

Резервы, казалось бы, известны всем. Но АПК до сих пор ориентирован на валовые показатели без учета затратности, и это тяжелым бременем ложится на аграрную экономику. Как же преодолеть сложившиеся стереотипы? 

1. В ЦЕЛОМ ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ. В массовом сознании аграриев пока недостаточно четко сформировалось понимание и значение новых технических средств, сортов, пород и технологий. Они должны предварительно просчитываться на экономическую эффективность. Всем следует воспринять неизбежность этого процесса, поскольку другие пути удешевления продукции отсутствуют. А без этого нельзя выходить на внешний и внутренний рынки, укреплять экономику. 

Необходимо по-иному оценивать работу сельхозорганизаций и регионов, их руководителей и специалистов. Валовые показатели предстоит заменить на экономические — выручку от реализации продукции в расчете на балло-гектар сельхозугодий. Другие подходы при оценке работы потребуются для животноводческих комплексов и птицефабрик, не имеющих земли и работающих на покупных кормах. Правда, таких хозяйств немного. 

2. В ЗЕМЛЕДЕЛИИ назрело много негативных проблем, требующих неотложной корректировки. Годами сформированные тенденции привели к созданию системы, в которой лимитируется реализация генетического потенциала продуктивности сельхозкультур, в большей мере зерновых, применяются высокозатратные технологии их возделывания. При наличии почти 90 процентов злаковых культур, включая кукурузу, и смесей с содержанием злаков, как это у нас сложилось, продуктивность севооборота не может быть экономически эффективной. Для понимания этой простой истины не требуется глубоких агрономических знаний. 

Растениеводству, включая зерновое хозяйство, необходимо придать статус кормопроизводства, поскольку почти все возделываемые у нас сельхозкультуры полностью или частично используются для кормления животных.

Природные условия республики позволяют выращивать высокопродуктивные корма, не требующие больших затрат для приведения к нормативному уровню по белку, сахару, другим компонентам. На нынешнем этапе в скотоводстве необходимо иметь соотношение кукурузного силоса и сенажа из бобовых трав и их смесей со злаками 1:1. А в дальнейшем должны превалировать травы. Минсельхозпрод и Национальная академия наук неоднократно ставили этот вопрос в повестку дня, но сложившийся консерватизм мешает делу. Бытует ошибочное мнение, что в республике кукуруза значительно урожайнее трав. Но это не так, и это уже доказано.

Неоднократно проведенные расчеты показывают: посевная площадь многолетних трав на пашне (бобовых и бобово-злаковых смесей) должна быть не менее миллиона гектаров (2 поля в восьмипольном севообороте). В этом случае наряду с высоким кормовым потенциалом за счет бобовых трав уменьшится и затратность севооборота: на четвертой части его площади не придется обрабатывать почву, сократятся расходы на азотные удобрения и пестициды, появится 500 тысяч гектаров отличных предшественников для озимых культур. 

Структура посевов бобовых многолетних трав в большей мере определилась — клевер, люцерна на связных почвах; донник, лядвенец и эспарцет — на песчаных. Но потенциал однолетних пока недостаточно реализуется как в основных, так и в промежуточных посевах. Чаще они представлены злаками, иногда с незначительным содержанием гороха или вики. Нередко их убирают на зерно. В результате теряются высококачественные корма. Незаслуженно недооцениваются крестоцветные — рапс и сурепица. Хотя производство их не представляет проблем с семенами из-за высокого коэффициента размножения и низкой весовой нормы высева. 

Озимые сорта вики, рапса и сурепицы при возделывании на зеленую массу наиболее продуктивны в смесях с озимыми рожью и тритикале. У нас широко практикуется выращивание зеленой массы таких культур, хозяйства получают хорошие результаты. 

Площадь однолетних бобово-злаковых смесей с подсевом многолетних бобовых трав в чистом виде или в смесях со злаками при доминировании первых должна составлять не менее 500 тысяч гектаров. Один укос однолетних трав и один укос бобовых трав первого года обеспечат в сумме не менее 300 центнеров с гектара полноценной, не требующей дополнительного белкового сырья зеленой массы. А это значительно выше урожайности кукурузы. Если однолетние травы разместить в севообороте поукосно, после уборки озимой вико- или сурепично-ржаной смеси, то суммарный трехкратный урожай минимум вдвое превысит урожайность зеленой массы кукурузы. 

Для оптимизации кормовой базы в свиноводстве и птицеводстве больше внимания требуется уделить зернобобовым культурам. В республике они должны занимать не менее 350 тысяч гектаров. 

3. В ЖИВОТНОВОДСТВЕ немало проблем из-за высокозатратной и малопродуктивной силосно-концентратной системы кормления, неудовлетворительной в большинстве случаев инфраструктуры отрасли.

Базирование скотоводства на преимуществе в рационах кукурузного силоса, не соответствующего по питательным качествам и физиологическим потребностям, ведет к негативным последствиям. В первую очередь поражаются конечности и репродуктивная система животных, возрастают яловость и падеж молодняка, сокращается период продукционного использования коров. 

В связи с игнорированием бобовых в структуре кормовых культур, преимуществом в них низкобелковых злаков, в первую очередь кукурузы, постоянно большой расход кормов на единицу продукции. При этом не используются возможности повышения ее качества. Установлено, что недостаток грамма переваримого белка в кормах до физиологической нормы приводит к увеличению их расхода на 1,5—2 процента. В результате при скармливании необогащенного белком зерна злаковых культур перерасход его на производство единицы животноводческой продукции даже при самых заниженных расчетах превышает 30 процентов. 

Коренного пересмотра требуют рационы кормления. Правильное соотношение в них кукурузного силоса и сенажа из многолетних и однолетних трав за счет избыточного белка в бобовом компоненте должно полностью компенсировать недостаток его в кукурузе. За счет этого в скотоводстве минимум вдвое сократится стоимость кормов, а их удельный расход снизится до нормативного уровня. Таким образом, природный потенциал и грамотное использование растительных ресурсов позволяют успешно решать проблемы кормопроизводства, наращивать производство животноводческой продукции и сокращать ее затратность, о чем недавно в «СГ» говорил министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. А дефицит кормов в скотоводстве в большинстве случаев следствие не плохих погодных условий, а несовершенства организационных и технологических подходов к использованию растительных ресурсов. 

4. ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. При сложившейся схеме получения прибыли в наименее выгодном положении остается производитель сырья. Так, в структуре среднеотраслевых затрат производство сырья занимает 60—65 процентов, переработка — 20—25, торговля — 10—15 процентов. В выручке от реализации конечной продукции — соответственно 25—30, 50—55 и 20—25 процентов. Это следствие организационной и финансовой разобщенности субъектов АПК и торговли, отсутствия в их взаимоотношениях принципов делового партнерства. Каждый преследует лишь узковедомственные цели, часто в ущерб друг другу. Улучшить ситуацию только административными методами невозможно. Единственный выход — объединение производителей сырья, переработчиков и торговли в интегрированные структуры, работающие на принципах рыночной экономики.

Для повышения эффективности интегрированных по такой схеме структур АПК предприятия переработки в порядке авансирования должны оказывать хозяйствам сырьевой зоны помощь: обеспечивать семенами растений, молодняком животных, топливом, кормами, химическими и техническими средствами. Тогда сельхозорганизациям потребуется меньше кредитов на выполнение производственных работ.

5. МОТИВАЦИЯ ВЫСОКОПРОДУКТИВНОГО ТРУДА — важнейшая проблема отрасли. Руководители сельхозорганизаций часто ссылаются на падение дисциплины вследствие того, что люди не хотят эффективно работать. Так ли это? Конечно же нет. Причина в отсутствии действенной мотивации и, как следствие, в низком уровне заработной платы. 

В последние годы агропромышленный комплекс становится одним из важнейших источников поступления в страну валюты. Почему же крестьянин до сих пор имеет наименьшую в стране заработную плату? Разве это справедливо? Безусловно, нет. 

Но высокая зарплата должна быть заработана, а труд не может быть обезличен: каждый должен знать, сколько и когда он получит за работу. 

Очевидно, для дополнительной оплаты требуется произвести больше продукции, получить дополнительные финансовые средства. Здесь предстоит возвратиться к коммерческому хозрасчету, успешно опробованному в республике, но незаслуженно забытому.

Существенный интерес представляет принципиально новая система мотивации — помимо тарифной оплаты. Очень важно использование приватизации произведенной сверх планово-нормативного уровня продукции. Например, коллектив фермы получил за год от коровы 5 тысяч килограммов молока. На следующий с учетом обеспеченности кормами ему могут установить 5100—5300. Выручка от реализации молока сверх норматива полностью передается работникам. Доплата может быть достаточно высокой. За дополнительные к нормативному надою от коровы 100 килограммов молока высшего сорта этот показатель за год составит 1300—1500 рублей, при 300 килограммах — более 4000 рублей на одного работника. 

Аналогичная практика может распространяться на комплексы по содержанию и откорму животных, другие отрасли АПК.

КОРРЕКТИРОВКА организационных и технологических методов хозяйствования при внедрении действенного механизма мотивации высокопродуктивного труда позволит выйти к концу 2020 года на уровень задач Государственной программы развития аграрного бизнеса. 

Леонид КУКРЕШ, академик;

Петр КАЗАКЕВИЧ, член-корреспондент НАН Беларуси

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter