Почему нужно приводить в порядок местные автодороги

Без дороги как без рук

Александр Лукашенко в предстоящей пятилетке ориентирует на приведение в порядок дорог местного значения. Об этом он заявил при открытии нового моста через реку Сож в Славгородском районе: «До областных центров мы сделали дороги. Мы вас связали с центром Беларуси. Дальше — местного значения дороги. Сейчас надо привести в порядок дороги от центра области до районных центров. Это обязательно мы должны закончить в ближайшие годы пятилетки. Без дорог у нас жизни нет. Это и настроение людей, и экономика, и транзит, на котором мы хотим заработать».

В стране примерно 87 тысяч километров автодорог: республиканских — 16 тысяч, остальные — местные. Последних, как видим, большинство. Но долгие годы внимание им уделялось значительно меньше, чем главным магистралям. 

Весной 2017 года на проблему обратил внимание Президент и поставил задачу привести в порядок за 3—4 года местную дорожную сеть. Это учли разработчики Госпрограммы по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2017—2020 годы, согласно которой планируется отремонтировать и реконструировать не менее 7 тысяч километров. Расписаны конкретные участки, требующие проведения первоочередных ремонтных работ. Осенью того же года в Слуцком районе прошел республиканский семинар «Ресурсосберегающие технологии ремонта и восстановления местных автомобильных дорог». С ними ознакомился Глава государства. Почему для региональной дорожной сети так важны прогрессивные подходы?

С каждым годом в сельском хозяйстве возрастает количество большегрузной техники. Представьте энергонасыщенный трактор с тяжелым прицепом или автомобиль МАЗ с грузом 20 тонн. Естественно, нагрузки на дороги возрастают, поэтому ремонтировать и восстанавливать их надо с таким расчетом, чтобы служили не один десяток лет. 

Технологии есть. Но, к сожалению, воплощаются в жизнь не всегда качественно. Это подтвердили результаты последней проверки выполнения Госпрограммы по развитию и содержанию автомобильных дорог на Могилевщине. Дороге, как и любому товару, после ремонта дается гарантия на определенный срок. Его не выдержали местные магистрали в некоторых районах. А ведь все эти дефекты в той или иной степени влияют не только на износ техники, но и на настроение людей, которые ею управляют. Это должны еще раз намотать на ус те, кому выделяются немалые деньги из бюджета на приведение дорог в порядок. Кстати, 12 руководителей и специалистов «Могилевоблдорстроя» наказали за допущенные нарушения. Пусть это станет уроком для других должностных лиц в данной сфере.

Государство тратит на местные дороги большие деньги. За три года на их строительство, ремонт и реконструкцию пойдет более 1,4 миллиарда рублей. Это, конечно, хорошо, но надо быть реалистами и понимать: сразу решить проблемы невозможно, за короткий промежуток времени все транспортные артерии не станут идеальными. Поэтому к решению проблемы по мере возможности необходимо подключаться и тем, кто чаще всего по этим дорогам ездит. Но здесь подходы бывают диаметрально противоположными.

Как-то довелось ехать с руководителем сельхозпредприятия по не самой лучшей местной дороге. Он возмущался: почему ДЭУ ее не ремонтирует. Я ответил — вероятнее всего, дорожной организации не по силам сразу привести в порядок множество таких отрезков. Через некоторое время в другом хозяйстве другой директор рассказал: когда дорога на ферму износилась, то он, не дожидаясь на ремонт бюджетных денег, взял и обновил за средства предприятия. Мог, конечно, сидеть сложа руки, тихо возмущаться. Но посчитал, что лучше вложить деньги, тогда и техника прослужит дольше. Словом, потратил рубль — сберег два.

За 2017—2019 годы отремонтировано и реконструировано 5,7 тысячи километров местных дорог. Реализация госпрограммы признана эффективной. Оставшиеся намеченные объемы до конца года выполнят, а дальше надо форсировать процесс в этой сфере. Планировать уже не 7 тысяч километров, а значительно больше. Современному человеку нужен комфорт везде. Автомобилист в перспективе не должен чувствовать разницы, по местной или республиканской дороге он едет. 

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter