Без денег: 10 способов нематериальной мотивации сотрудников

Добиться того, чтобы коллектив стал сплочённым и достигал выдающихся результатов, можно не только с помощью высокой зарплаты и бонусов. Это важно. Основатель международной EdTech-компании «Visotsky Consulting», автор бизнес-литературы на тему управления и организации бизнеса Александр Высоцкий специально для издания sb.by поделился рассказал о способах, которые помогут раскрыть творческий потенциал в сотрудниках и повысить их вовлеченность.

PIXABAY.COM

Привилегии

Полномочия, которые отличают сотрудников, совершивших особые достижения, от коллег. Привилегии могут быть абсолютно разными: например, кто-то будет мотивирован возможностью зайти в кабинет начальника, не постучав, а кто-то — пользоваться автомобилем компании.

Внешние символы

Сотрудникам настолько нравятся символы, что они готовы за них соревноваться. Я говорю о медалях, наградах, значках, табличках. Есть распространённая ошибка — давать символы авансом. Не думайте, что менеджер, получив звание вице-президента и значок, начнет вести себя соответствующе. Отмечайте только тех, кто уже показал результаты. Тогда это будет инструментом мотивации для всей команды, ведь они будут знать, что символы нужно заслужить.

Тимбилдинг

Корпоративные мероприятия сближают сотрудников, а их неформальное общение и налаживание связей влияет на уровень вовлеченности. Кроме того, сотрудники видят, что компания проявляет заботу о них. Они хотят отвечать тем же, а потому вкладывают в работу свое творчество.

Хотел бы сделать акцент на том, что такие мероприятия лучше организовывать на важные даты, связанные именно с работой компании. На день рождения, конец отчетного года, выполнение стратегии, то есть так, чтобы мероприятие воспринималось не обязаловкой, а наградой за общие заслуги.

Обучение

У нас в компании может внутреннее обучение, обязательное для всех. Но только тем, кто показывают хорошие результаты, компания оплачивает внешнее обучение, поездки на конференции. Для сотрудника это возможность вырасти как специалист, и за это он благодарит компанию.

Причем это обучение необязательно должно быть связано с должностными обязанностями сотрудников. Сотрудник, усилив одну сферу жизни, становится сильнее и в других, поэтому обучение (даже непрофильное) — отличный инструмент.

pixabay.com

Карьера

Мощный инструмент, который способен прокачать цели сотрудника с первого дня прохождения испытательного срока. Так, продавец может вырасти до начальника отдела продаж, руководителя департамента маркетинга и продаж, заместителя директора по административным вопросам и до генерального директора. Не думайте, что это будет казаться нереальным, наоборот, создаст правильное намерение у новичка.

Если вы этого не сделаете, сотрудник не будет стремиться к росту и развитию. Конечно, не все добираются до верхушки карьерной лестницы, но это и не так важно. Если сотрудник бесцельно стоит на месте, то от сотрудничества с ним компания ничего не выиграет.

Представитель компании

Благодаря социальным сетям этот инструмент нематериальной мотивации очень легко использовать, он эффективен. Сотрудник, получив возможность говорить от лица компании, превращается в публичную личность. Да, это подойдет не всем, есть люди, которым не нравится повышенное внимание публики. Но они поймут, что компания им доверяет.

Часто высшие руководители страшатся этого инструмента: мол, сотрудник зазвездится и уйдет из компании. Но если вы контролируете эту область, позволяя сотруднику публично говорить лишь о компании и ее продуктах, то ничего не потеряете, тем более, если сотрудник доволен своим положением, причин уходить не будет.

Помощь в достижении личных целей

Есть множество семинаров и тренингов, которые помогут членам вашей команды больше узнать о целеполагании, определении жизненных приоритетов.

Если человек сфокусирован на цели, то это отражается и на рабочих вопросах. Он хочет много получать от работы, при этом много отдавать взамен. Как и в обучении, одна область здесь прокачивает другую, поэтому необязательно привязывать личные цели к рабочим.

PIXABAY.COM

Состязания

Здесь есть важное условие: битва должна быть с реальными противниками. Например, между разными филиалами холдинга или подразделениями компании. Можно устроить соревнование по уровню дохода, качества продукта или предоставления услуг, то есть пустить их энергию в мирное русло. Победителей нужно наградить и рассказать об этом во всех внутренних источниках компании.

Игры

Вообще геймификация — действенный способ внедрить непопулярные решения. В системных компаниях их легко проводить, привязываясь к статистикам (количественным показателям результатов) сотрудников, количеству часов, затраченных на обучение. Этот инструмент подходит не только для корпораций, но и компаний малого и среднего бизнеса.

Большие цели

Это не просто цели уровня «вырасти по доходу в два раза к концу года». А глобальные, масштабные. Их называют миссией, идеологией. Они могут быть не только у мегакорпораций. Почему же у локального продуктового магазина не может быть цели сделать жизнь жителей района комфортнее?


Большую часть жизни мы проводим на работе. И, когда она становится не просто «местом отбывания времени с девяти до шести», а тем, чем люди гордятся, это здорово.

Попробуйте использовать инструменты, о которых рассказано в статье. Они обязательно помогут поднять боевой дух сотрудников и развить компанию. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter