Санкции развязывают руки для активной широкой модернизации экономики без оглядки на мнение западных экспертов, международных организаций и их рейтинги

Без чужой указки — своим умом

Санкции стали моментом истины, сняв покровы дипломатических витиеватостей с реального отношения коллективного Запада (прежде всего развитых стран) к небольшим государствам. С эпохи колониализма взгляды развитого мира на «братьев меньших» не сильно претерпели изменения. Только трансформировалась риторика и инструментарий воздействия на «партнеров». На смену политики «канонерских лодок» в продвижении и внедрению своих экономическо-социальных моделей пришли более элегантные инструменты формирования центров влияния, разные скрытые формы принуждения (те же санкции), влияние на систему образования и «посвящение» элит (с младых ногтей) в свою веру… Внешняя политика цинична. И действия никогда не соответствуют пламенным речам. С точки зрения западных элит, такая страна, как Беларусь, — не сложный механизм, а всего лишь заготовка, из которой надо выпилить шестеренку, которая бы работала в интересах «совершенного» западного экономического механизма. Тот же Генри Киссинджер неоднократно утверждал в своих трудах: от глобализации выигрывает вроде бы весь мир, но ключевой бенефициар — США. Обострение с Западом и санкции — наш шанс вырваться из тисков, трансформироваться, напрячься и превратиться в самостоятельный экономический механизм. Без оглядки на многочисленные иностранные стандарты, практики и подходы, которые так или иначе довлели над отечественной экономикой.

DPR.RU

Наша налоговая система — яркая лакмусовая бумажка влияния западных представлений. Например, неоднократно звучали предложения: соединить под одной «крышей» все платежи — и налоговые, и те, которые нынче фискальными не считаются, — в Фонд социальной защиты населения, экологические платежи и другие изъятия. Они с каждым годом увеличиваются. При «заморозке» классических налогов. Кроме того, налоговые тарифы устанавливаются через внесение изменений в Налоговый кодекс — прозрачный и инклюзивный механизм: проект изменений выносится на общественное обсуждение, проходит согласования в разных ведомствах, потом утверждается Национальным собранием и одобряется Главой государства. Многоступенчатый процесс, который позволяет максимально учесть интересы всех экономических агентств и ведомств, бизнеса, найти консенсус. Регулирование же тарифов в неналоговых платежах происходит по более простой процедуре. И прямо скажем, далеко не всегда прозрачной. Поэтому реальный сектор не раз предлагал: свести всю нагрузку в единый фискальный документ. Тем более что все статьи государственных доходов взаимосвязаны. Тот же ФСЗН уже который год дефицитный: «дыру» закрывают за счет субвенций из республиканского бюджета. Можно будет и упорядочить льготы и преференции. Как минимум избежать спекуляций некоторых отраслей. Скажем, те же IT-компании неоднократно пропускают через каналы коммуникации мысль: их средний работник платит в казну в три-четыре раза больше налогов, чем средний белорус. Но про льготы в ФСЗН скромно забывают!

В принципе, некоторую чехарду в изъятиях признают и государственные мужи. Логику реального сектора понимают. Но являются противниками глубокой трансформации подходов: ведь если неналоговые изъятия перевести в фискальную плоскость, то ухудшится показатель налоговой нагрузки. А его учитывают при составлении различных международных рейтингов. А они якобы влияют на инвестиционный климат и привлекательность для глобального капитала. В свое время Беларусь лихо взялась за улучшение своей позиции в рейтингах. В Doing business нам удалось неплохо подняться вверх. Было приятно. Но почему-то прямые инвесторы не выстроились в очередь. Серьезный бизнес приходит в страну, ориентируясь не на рейтинги, а на собственные оценки деловой среды. И заказывает у консалтинговых и юридических компаний оценки нормы прибыли исходя из характеристик своего проекта. Просчитываются не только налоги, но все издержки: на зарплату сотрудников, их обучение, затраты на преодоление барьеров по выходу на рынки сбыта и так далее. И на место в рейтинге таким инвесторам по большому счету наплевать.

Определенные инвестиции в страну с Запада, конечно, приходили. Но где высокотехнологичные, производительные иностранные компании с иностранным капиталом? Покажите, если я просмотрел! Да, есть производства. Даже производительные. Но в каких отраслях? Продукты питания, выпуск строительных материалов, некоторых других потребительских товаров. Многие локализовали свои производства. Но все высокотехнологичные ингредиенты, например химические, — импортные. А они-то и являются ключевой составляющей продукта. А где проекты в отраслях, которые весь мир считает драйвером развития: микроэлектроника, химическое производство и так далее? Нет таких. Больше было разговоров, намеков, предположений… Из разряда: вот когда станете «рыночной», «инвестиционной» и так далее, тогда сразу разверзнется рог изобилия инновационных инвестиций. Впрочем, Восточная Европа таковых, по сути, так и не дождалась. Им отвели место сборочного цеха. Болгария, Румыния, Греция хотя и стали «рыночными», но так и остались аграрными странами. Единственное, возникли сложности с реализацией продуктов питания. Выиграть конкуренцию у старых членов ЕС не получается. Традиционные рынки сбыта на Востоке «обрезались» вместе с вхождением в Евросоюз. Поэтому, говоря объективно, перспективные инвестиции с западной стороны нам особенно не светили. Справедливости ради надо отметить: когда присутствовало некоторое недопонимание в отношениях с Россией, Франция, Италия и в значительной степени Германия стали проявлять интерес к нашей стране. Но тут сыграла главную роль геополитика и геоэкономика. Наши позиции в рейтингах особой роли не играли.

Тем не менее на международные стандарты и подходы в определенной мере мы ориентировались. На мой взгляд, даже вопреки формальной логике и белорусским реалиям. После санкционных откровений былые рекомендации можно отмести без зазрения совести. Совершенно очевидно, какие бы ни случились в стране реформы, никакого приличного места в своих рейтингах западные составители нам не предоставят. Вопрос же инвестиций будет решаться (как, впрочем, и раньше) в прямых переговорах. Как мне кажется, сегодня как никогда благоприятный момент для трансформации белорусской экономики. Исходя из собственных целей. Они и раньше были четко прописаны, под них строилась экономическая модель. Но надежда (хотя и призрачная) на полноценное сотрудничество с Западом незримо довлела. Теперь мы свободны даже психологически. И это шанс выстроить собственные конструкции экономики.

Да, это серьезная работа, требующая не только научного подхода, административной мудрости, разъяснения позиций и бизнесу, и населению… Придется напрячься и отечественной экономической науке. Что греха таить, зачастую даже государственные эксперты предпочитали в тех или иных вопросах брать за основу некий чужой опыт. Не обязательно европейский. Вошло в моду ссылаться на некий опыт: немецкий, скандинавский, китайский или вьетнамский. И пытаться калькировать их наработки. В области обращения с отходами (ту же депозитную залоговую систему списали с Литвы), управленческих технологий (за базу — традиции западных публичных компаний) и других больших и маленьких проектах. К сожалению, далеко не всегда чужой опыт анализировали и адаптировали под национальные реалии. Можно долго говорить о немецких успехах: чтобы их повторить, не мешало бы обладать и Дойче банком, который, по сути, контролирует европейские финансы и евро. Немало хороших достижений в Китае, но многие из них базируются на наличие 1,6 миллиарда населения. Во-первых, большой рынок рабочей силы. Во-вторых, есть неисчерпаемый внутренний спрос. В социальных конструкциях нет равных Дании и Норвегии. Но социально ответственными эти государства стали после разработки богатых нефтяных месторождений в Северном море. И природная рента способна оплатить социальный рай и благоденствие.

Литераторы обычно много читают. И классической литературы, и современной. Но пишут свои уникальные книги. Есть и плагиаторы, но их сложно назвать успешными. Так и Беларуси не надо пытаться повторить чьи-то экономические произведения, а писать свои. Хорошей идеи все равно никто не подбросит. И если раньше в этом были сомнения, то сегодня, после введения санкций, они полностью отпали. И самое время приняться за пересмотр подходов к различным вопросам исходя из своих соображений, без оглядки на рекомендации МВФ, Всемирного банка и других международных экспертов.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter