Без бумажки...

Женский взгляд на проблему отцов и детей
Женский взгляд на проблему отцов и детей

Засветило весеннее солнце, а с ним «засветились» и весенние проблемы. Одна из наиболее характерных из них бесперебойно слепит глаза уж который год подряд. Редакционная почта обычно пестрит возмущенными письмами на одну и ту же тему. Когда нужно думать о летнем отдыхе детей, многие матери, воспитывающие детей без мужей, озабочены не столько выбором места отдыха и даже не поиском финансов под это дело, а оформлением документов на выезд детей на отдых.

Без бумажки ты даже не букашка. Букашка может совершенно спокойно пересечь любую границу, и никто у нее не спросит разрешение на вывод молодняка. Женщина своих чад передвигать через границу без согласия мужчины не может (как, впрочем, и наоборот, но тут проблемы единичны). А если мужчина разорвал с ней официальные отношения, то главной заботой такой мамы становится поиск бывшего супруга. С целью выклянчить у него (вырвать с руганью, выторговать в обмен на бутылку или другие какие–нибудь посулы) разрешение на оформление паспорта и нотариально заверенной «паперы», из которой явствует, что отец не противится желанию матери оздоровить ребенка за пределами страны. Отцы, конечно, бывают разные, но стоит посмотреть на проблему и под острым углом.

Наша читательница Анна Мисуно из Мяделя в обстоятельном письме ставит этот вопрос именно таким образом, спрашивая: «Не пора ли на законодательном уровне разрешить эту проблему?» Более того, мне и самой кажется, что действительно уже пора что–то поменять. Только я сильно опасаюсь, что «разрешение этой проблемы на законодательном уровне» займет даже больше времени, чем поиск и выколачивание согласия у иных папаш. И все–таки, поскольку надежда умирает последней, давайте попробуем рассуждать логически (на примере хотя бы той же Анны), может, кого–то и убедим. Вот у нее есть сынишка. Он часто болеет простудными заболеваниями. Врачи рекомендуют мальчику морской климат. Любая мать — да хоть в моем лице — с легкостью подтвердит, что две недели у моря каким–то чудом действительно оказывают целительное действие. Но даже в том случае, когда и не оказывают, ребенку ведь все равно полезно (и интересно) выехать из дома на оздоровительный отдых. Ну куда–нибудь в другую страну, пусть даже и не к морю. Да хоть в тот же санаторий «Белоруссия» в Мисхоре. А это — Украина, которая, как назло, тоже уже крутая заграница! С этим никто спорить не станет...

Вот и Анна решила, что повезет сына на юг: пусть поплавает в море и на солнышке погреется, на людей посмотрит и себя покажет. Решение это она приняла зимой прошлого года. А в марте (того же прошлого года) обратилась к бывшему мужу с законной просьбой дать согласие на оформление сыну загранпаспорта. Отец ребенка, думаю, и не возражал против того, что бывшая супруга повезет мальчишку загорать. В конце концов, ему от этого худо бы не стало, тем более и материально он от этого не планировал страдать. Посему мужчина твердо обещал выполнить отцовский долг (не в полном формате, но, во всяком случае, в том, чтобы успеть оформить нужные бумаги хотя бы к маю). Это Анну, в принципе, устраивало — к лету паспорт был бы уже готов.

Поскольку муж живет в другом городе, проконтролировать процесс сотворения бумаг Анне было крайне сложно (то есть не было вообще никакой возможности). В результате согласие супруга было получено не в мае, а только... в ноябре. «Я не хочу и не буду описывать все, с чем пришлось столкнуться и из–за чего сын так и не поехал отдыхать. Тем более что паспорт уже есть и главное — позади. Но проблема в том, что скоро снова наступит лето и мне нужно оформлять очередную бумагу: согласие отца — бывшего мужа — на выезд ребенка за границу. Если разрешение на оформление паспорта мы ждали более полугода, то сколько может пройти времени, пока мы добьемся от него следующего нужного документа?»

«Кому и для чего нужны эти бумаги?» — спрашивают в сердцах Анна и многие другие женщины, оказавшиеся в ее положении. Кому и для чего — понятно (не все ведь отцы безразличны к своим детям). Бумаги нужны, чтобы предотвратить неприятные моменты, когда один из бывших супругов увозит детей за кордон и не возвращается, лишая второго родителя возможности видеть любимое чадо. Но в чем с Анной нельзя не согласиться, так это в том, что не до конца тут что–то продумано. Ведь ни для кого не секрет, что очень многие папочки чихать хотели на своих «любимых» детей. Им глубоко до фени, на какие деньги дети живут, что едят, во что одеты и повезет ли их бывшая супруга на Южный берег Крыма. «Я бы поняла, если б мой бывший муж и ему подобные родители вдруг вспомнили о своих прямых обязанностях и захотели хоть какое–то время провести с детьми, не говоря уже о том, чтобы свозить их отдохнуть. Тогда логично было бы спросить согласие, но... у меня. Ведь ребенок живет со мной! А если этот отец уже более 7 лет совершенно не интересуется жизнью и здоровьем ребенка, о каком его согласии может вообще идти речь? И до каких пор здоровье наших детей будет зависеть от таких вот «отцов»?»

Анна убеждена, что в постановке вопроса ее поддержит большинство тех женщин, которые из года в год сталкиваются с этой порой неразрешимой проблемой. Я могу это подтвердить. Для некоторых проблема действительно неразрешима. Представьте себе папашу, что съехал в никуда. Типа на заработки. Типа в Россию. И канул (таких примеров в письмах у нас достаточно). На него что — ежегодно в розыск подавать? Поэтому надо что–то придумать, какую–то поправку что ли сочинить. Или зацепку, крючочек.

Ведь это же глупо — просить у наглеца согласия, чтобы дитя в санатории оздоровилось! Да если мама даже и увезет ребенка куда–нибудь насовсем, то, как говорится, «отряд не заметит потери бойца». Это я острю в том смысле, что папаши, паспорт на ребенка по полгода делающие, не заметят, а был ли мальчик вообще. Таких «отцов», кстати, не слишком трудно вычислить и избавить женщин от хождения по мукам. Или мы должны до конца стоять на страже отеческих интересов? Мол, а вдруг лет через 20 родитель опомнится и захочет наследника к груди прижать?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter