Без Бастилии

Франция торжествует, ликующие толпы на парижских улицах. Правда, в эмигрантских кварталах вновь пылают машины, но это уже стало печальной нормой для парижских предместий и омрачить, как раньше бы написали, приподнятый настрой нации “пожары несогласных” не могут. Проигравшая сторона признала себя побежденной. И сделано это было с симпатичной улыбкой, без надрыва и призывов к своим сторонникам брать Бастилию и воздвигать баррикады на путях к Елисейскому дворцу.

Можно по-разному относиться к Западной Европе, но политические баталии там уже давно не похожи на “бои без правил”, и проигравший не кричит “судью на мыло” даже при минимальном разрыве “по очкам” между соперниками: Николя Саркози набрал 53,06%, а Сеголен Руаяль — 46,94%. И никаких “цветных революций”. Это не значит, что Запад уже превратился в райскую обитель, где в обществе царит небывалое умиротворение и законопослушание. Порой стихии недовольных выходят далеко за границы дозволенного, и власти даже вынуждены идти на введение чрезвычайного положения. Но во всем остальном — предпочтение суду, а не улице.
Саркози победил. Теперь сонмы аналитиков пытаются предсказать его дальнейшие шаги. Хотя, по большому счету, материала для прогнозов пока — сущие крохи. Выступая после оглашения итогов воскресных выборов, триумфатор упомянул о высокой роли США и вдохновенно пообещал соседям вернуться к евросоюзному строительству, так “гордо брошенному французами”. Кое-что, безусловно, можно “отжать” из первых патетических высказываний избранного президента. Но здесь нужно понимать одно — это вырвалось в момент ликования и при определенной международной обстановке. А завтра политическая погода может принести совсем другие ветры и придется приноравливаться к ним, чтобы корабль государственности не бросило на скалы противоречивой реальности.
Да, Саркози, обращаясь со словами благодарности к нации, вспомнил про США, Евросоюз и даже Африку, но умолчал про Россию. Но что из этого следует? И что можно сказать об обещании нового президента проводить либеральные реформы — будет ломаться устоявшаяся система пособий, повсеместного государственного регулирования? Или — что следует из предвыборных лозунгов бороться с безработицей (кстати, она во Франции более 8 процентов)? Реальность и слова, увы, не всегда совпадают. А политика — это искусство возможного, а не волшебные превращения.
Тем не менее президентские выборы во Франции показали, какими они должны быть. Прежде всего — без давления извне, без социальных взрывов и столкновений “стенка на стенку”. Есть четкое понимание роли и места страны в геопространстве — и это исходные данные для выстраивания курса на перспективу. Но главное — это ответственность каждого за то, каким путем должна идти страна. На выборах во Франции явка составила 85 процентов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter