Когда в ЕАЭС заработает общий энергетический рынок

Без барьеров

Саммит ЕАЭС завершился в Астане
Лидеры стран Евразийского экономического союза утвердили концепции создания общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Это, пожалуй, главный результат саммита ЕАЭС на высшем уровне в Астане. Главный, но не единственный. Всего в повестку дня включили около полутора десятков вопросов. И по каждому принято решение. Вообще, первый год работы объединения оставил двоякое впечатление. С одной стороны, запустив маховик интеграции, нашим странам удалось значительно снизить риски и минимизировать негативные последствия глобальных потрясений на мировых рынках. С другой стороны, на площадке ЕАЭС до сих пор не удалось избавиться от барьеров и ограничений во взаимной торговле. Александр Лукашенко принципиально обозначил эту проблему перед своими коллегами.


Интеграция без общего экономического пространства — это нонсенс. Ну как можно объединяться, оставляя за скобками вопросы формирования единого рынка углеводородов, электроэнергии, лекарственных средств, либерализации транспортных услуг. А ведь обо всем этом вроде бы договорились, подписывая Договор о ЕАЭС. Однако по многим позициям дальше разговоров дело не сдвинулось. Увы, о безбарьерной среде и равных экономических условиях для государств–участников пока приходится лишь мечтать. В итоге все несут прямые потери. Александр Лукашенко аргументировал их конкретными цифрами.

— В 2012 и 2013 годах внутренний торговый оборот союза был на уровне 65 млрд долларов, в 2015 году — всего 45 млрд. Как бы наше объединение ни эволюционировало (сначала Таможенный союз, затем Единое экономическое пространство и, наконец, Евразийский экономический союз), количество изъятий и ограничений во взаимной торговле не изменилось, так и осталось на уровне шести сотен.

А что делать остальным участникам ЕАЭС, если, например, кто–либо из партнеров прибегает к односторонним мерам защиты своего рынка в отношении третьих стран? Этот вопрос тоже пока без ответа.

В общем, от переговоров в Астане ждали если не прорыва, то хотя бы какого–то продвижения в застопорившемся процессе. И, кажется, дождались. Президенты Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Армении утвердили концепцию формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов к 2025 году. Суть ее вкратце разъяснил председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян. Во–первых, энергетические компании союзных стран получат равный недискриминационный доступ к нефтяной инфраструктуре партнеров. Во–вторых, смогут закупать нефть и нефтепродукты без количественных ограничений по рыночной цене и без экспортных пошлин. В следующем году президенты должны утвердить пошаговую программу реализации этой концепции, а затем подписать соответствующий договор. На таких же принципах сформируют и общий рынок газа.

В Астане главы государств одобрили также Основные ориентиры макроэкономической политики на 2016 — 2017 годы. В числе главных выделили три показателя: уровень инфляции, размер бюджетного дефицита и внешнего долга. По каждому из них договорились координировать действия, чтобы свести к минимуму отклонение от целевых прогнозов.

Главный месседж прошедшего саммита: двигаться вперед надо смелее и решительнее. Тем более что ЕАЭС становится все более привлекательной структурой для других государств. Буквально на днях Александр 

Лукашенко подписал закон о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом. На очереди Китай, Индия, Сербия, Израиль, Иран и другие страны. Не исключено, что в скором времени мы увидим на евразийском пространстве аналог Транстихоокеанского партнерства. Главное — не упустить свой шанс.

Дословно

Александр Лукашенко:

— От концепций до их воплощения в жизнь путь иногда бывает очень долгим. И причиной тому мы являемся сами. Нам надо самим быть сильными, всячески укреплять свой союз. Тогда нам легче будет вести диалог и с Европейским союзом, и с КНР, и с другими. Тогда мы будем сильными и будем выступать с единых позиций.

Владимир Путин:

— Мы делаем очередной шаг к созданию к 2025 году единого рынка углеводородов, о чем много говорили и спорили в свое время. Подготовлены соответствующие документы, которые предусматривают равные условия конкуренции на территории всего союза, чтобы совокупный эффект в газовой отрасли составил более 1 млрд долларов в год, а нефти — до 8 млрд долларов ежегодно.

Нурсултан Назарбаев:

— Объединенный рынок ЕАЭС обязан стать связующим звеном между Востоком и Западом. Свободное передвижение товаров и услуг в рамках нашего союза соответствует китайской инициативе экономического пояса Шелкового пути. Этот проект вберет в себя те сферы сотрудничества, которые представляют экономическую выгоду и взаимный интерес для наших стран.

Евгений ВАСИЛЬЕВ.

Советская Белоруссия № 102 (24984). Среда, 1 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter