Контактная группа согласовала участки для разминирования на Донбассе

Без амнистии войну в Донбассе не остановить

МИНСК в очередной раз стал переговорной площадкой. Контактная группа по урегулированию ситуации на востоке Украины согласовала перечень зон для разминирования в Донбассе, в который включены 43 района. Заместитель руководителя специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг заявил, что в 12 из них работы должны начаться уже до конца года, в 5 уже идут. Однако процесс не так прост, как кажется.

12-2 (Копировать) (2).jpg

Нередко у силовиков нет карт, поэтому разминирование идет вслепую и военнослужащие зачастую подрываются на собственных минах. Кроме того, существует и недоверие между сторонами,  каждая подозревает противника в  стремлении к провокациям. Например, заместитель начальника штаба ополчения самопровозглашенной ДНР Эдуард Басурин заявил, что украинские силовики приступили к разминированию проходов к линии соприкосновения, и делается это для обеспечения наступления, а также заброски диверсионных групп в Донецкую народную республику. Он обратился к специальной мониторинговой миссии ОБСЕ с просьбой сделать все для прекращения провокаций и нарушений Минских соглашений. 

Но даже если удастся договориться по этому вопросу, неминуемо встанет другой: где найти деньги? Отрадно, что на помощь пришло международное сообщество. Евросоюз только что анонсировал выделение 1,8 миллиона евро на уничтожение 3 миллионов противопехотных мин на Востоке Украины. Специалисты считают: если все будет спокойно, за три года, в том числе с помощью финансирования ЕС, удастся полностью решить проблему.

Если Донбасс остается в составе Украины, неминуемо возникает вопрос об амнистии участников конфликта. На встрече в Минске рабочая группа по политическим вопросам продолжила его обсуждение.  Подготовлен неофициальный рабочий документ на основе письменных предложений сторон.

Однако проблема в том, что среди украинского руководства нет единства, как провести амнистию. Одни полагают: нужен специальный закон, другие считают, что достаточно существующего. 

Согласно действующему украинскому законодательству, амнистия не применяется для осужденных за преступления против нацбезопасности и терроризм. Это как раз то, в чем обвиняются участники конфликта. Получается, что без корректировки нормативного акта войну не остановишь. Поэтому, возможно, следует присмотреться к опыту других стран в подобных ситуациях.  

Например, власти Израиля пошли на амнистию, чтобы уменьшить количество сторонников сепаратистских и террористических движений палестинских боевиков. Ее  объявляла и  Великобритания по отношению к сторонникам ИРА. Только после того, как в октябре 2006 года в шотландском городе Сент-Эндрюс прошли переговоры лидеров всех североирландских партий, премьер-министров Великобритании и Ирландии по вопросу о возвращении Ольстера под управление местных органов власти (вместо прямого из Лондона), острая ситуация с ИРА была разрешена. 

Для того чтобы в будущем не допускать сепаратизма, стоит обратиться еще к одному опыту Великобритании. Когда появилась информация, что в Шотландии большинство граждан намерено проголосовать за отделение, премьер-министр Дэвид Кэмерон  тут же заявил, что британские власти готовы предоставить Шотландии дополнительные широкие полномочия, чтобы сохранить целостность государства. Рецепт мирного урегулирования между Лондоном и Эдинбургом заключается в том, что до референдума официальный Лондон пошел на целую серию уступок. В частности, предоставление автономии в принятии политических решений.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter