Бей своих, чтоб чужие боялись?

На этой неделе в тридцатке самых обсуждаемых в русскоязычной блогосфере оказался пост в популярном белорусском сетевом сообществе potrebitel.by. Поводом для жаркой дискуссии стали два сообщения...
На этой неделе в тридцатке самых обсуждаемых в русскоязычной блогосфере оказался пост в популярном белорусском сетевом сообществе potrebitel.by. Поводом для жаркой дискуссии стали два сообщения. Правительство Соединенного Королевства Великобритании готовит закон о лишении доступа к Интернету тех, у кого обнаружат нелегально скачанные из сети аудио– или видеофайлы. Готовящийся законопроект обяжет интернет–провайдеров предоставлять полную информацию о нелегальном файлотрафике их пользователей, а также нести ответственность за нелегальный трафик контента. В это же время один из белорусских интернет–провайдеров уведомил своих пользователей о новой услуге. Провайдер открыл ресурс для бесплатного скачивания альбомов из обширного каталога популярных музыкантов. В каталоге значатся, к примеру, два альбома группы beZ bileta. Вот что об этом думает лидер коллектива и автор песен Виталий Артист: «Мне кажется, в данном случае провайдер рискует. Национальный центр интеллектуальной собственности никто не отменял. И к нам за разрешением использовать наш продукт никто не обращался. Очевидно, провайдер не в курсе, что недавно мы уже выиграли один судебный процесс по авторскому праву. На нашем сайте мы сами размещаем свои песни для бесплатного скачивания. И, возможно, если бы какая–то организация обратилась к нам с просьбой использовать наш контент, мы бы могли договориться на законных основаниях. Без нашего согласия провайдер нарушает авторское право. И мы это так не оставим». С ООО «Глория Медиа», которое является обладателем исключительных авторских прав на многие музыкальные произведения российских и иностранных авторов, внесенных в каталог, об использовании произведений никто также не договаривался...

«Данный случай является вопиющим нарушением закона об авторских и смежных правах, — разъясняет начальник Центра коллективного управления имущественными правами Национального центра интеллектуальной собственности Алексей Бичурин. — Авторы песен должны получать вознаграждение за использование своего продукта. Если артисты ничего не знают об этом ресурсе, мы имеем прецедент для разбирательства. Не исключаю, что за ним последуют административные или уголовные санкции. Спасибо, что обратили наше внимание на этот случай».

Однако больше, чем нарушение закона, обращает на себя внимание сама дискуссия, развернувшаяся в популярном сообществе. Основная интенция, мягко говоря, недоброжелательных комментариев в адрес автора поста, предлагающего призвать провайдера, использующего чужой продукт, к ответу, сводилась к следующему: качали, качаем и будем бесплатно качать. Главный аргумент такой позиции: легальный продукт слишком дорого стоит, а музыку слушать хочется. Пусть музыканты скажут спасибо, что мы тратим свое время на их «трень–брень». Очевидно, что такая «философия потребления» возможна только в постсоветском обществе, чье коллективное бессознательное помнит, как «давали квартиры», что «все вокруг народное, все вокруг мое». Но реальность изменилась, как бы мы к этому ни относились. Я, допустим, желаю ездить на шикарном авто. Но может ли прийти в голову обижаться на производителей машин за то, что мне эта роскошь не по карману? Пойдете ли вы в салон требовать авто бесплатно? А музыкальный продукт — это та же роскошь. На производство альбомов тратятся в некоторых случаях миллионы долларов. Многие рискуют личным имуществом, лишь бы донести свой продукт до слушателя. Но наш потребитель, качая бесплатно, готов платить провайдеру за трафик и яростно поносить тех, кто взывает к справедливости, лишь бы музыканты «не жирели». При этом согласно данным, которые приводит консультант в сфере музыкального бизнеса Мосес Авалон в своем бестселлере «Исповедь Производителя Пластинок», только 5% продукции звукозаписывающей индустрии приносит прибыль. Остальная производится в убыток. Поддерживая пиратов, потребители удовлетворяют свои сиюминутные потребности, лишая артистов и лейблов возможности зарабатывать на производство новых альбомов. Западные общества, как в случае с британским законопроектом или забастовкой голливудских сценаристов, обратили внимание на эту проблему и ищут способы «сделать так, чтобы все было по–справедливому». Наше так называемое сетевое гражданское общество пока обретает коллективную идентичность только через агрессию, когда кто–то тихим голосом пытается сказать: «Ребята, хватит воровать».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter