Бестселлер районного масштаба

ЖУРНАЛИСТ и писатель Михаил ВЛАСЕНКО в Горках — человек известный. Его пародии знают и цитируют в Могилеве, Минске и даже далекой Сибири. Хотя стихи пенсионер начал писать еще школьником, впервые возможность издать собственную книгу автору представилась в 2005-м. Сборник произведений Власенко «Мелочи жизни» тиражом в тысячу экземпляров напечатала Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя.

Почему учебное пособие по формированию мысли игнорируют типографии?

ЖУРНАЛИСТ и писатель Михаил ВЛАСЕНКО в Горках — человек известный. Его пародии знают и цитируют в Могилеве, Минске и даже далекой Сибири. Хотя стихи пенсионер начал писать еще школьником, впервые возможность издать собственную книгу автору представилась в 2005-м. Сборник произведений Власенко «Мелочи жизни» тиражом в тысячу экземпляров напечатала Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя.

– МНЕ обошлось это в 1 миллион рублей, — уточнил Михаил Александрович.

Книга разошлась по друзьям и знакомым молниеносно: получить удовольствие от метких и емких четверостиший хотели многие. Денег с читателей Власенко, конечно же, не брал. Да и в целом не представлял, как можно заработать на томиках своей поэзии: не на рынке же сидеть! В «Союзпечати» сказали, что от частника ничего на продажу взять не могут, а дальше житель райцентра справки и наводить не стал.

— Спустя какое-то время земляки стали спрашивать: а следующая книга когда выйдет? Я пояснял, что средств на то, чтобы выпустить очередное детище, нет, и они готовы были помочь материально. Но ведь и сами небогатые — как можно? Если бы какое-то предприятие могло стать спонсором — тогда другое дело! — поделился писатель.

Вскоре такой случай представился: местное ОАО «Строитель» предложило свою поддержку автору. И в 2010-м свет увидело второе издание Власенко — «Базар житейской суеты». Редактировал книгу писатель, литературовед, критик Георгий Юрченко, отметивший яркость, насыщенность и глубокий смысл иронических четверостиший, эпиграмм, частушек горецкого коллеги.

В ЦЕЛОМ у Михаила Александровича, который прессует «гранулы стихов из отбросов будничных событий», материала уже набралось на десятки томов. Но все приходится держать «в столе» опять-таки по банальной финансовой причине. Печатать на свои деньги — слишком дорого, «раскручивать» спонсоров — не в его духе. А издательства не очень-то стремятся к сотрудничеству. «Было дело — после выхода последней книги позвонили из одной частной типографии Минска, предложили выпустить новый том за свой счет. Я материал переслал, а теперь не могу навести справки, что и как — телефон не отвечает», — признался Власенко.

Но больше у него болит душа за полностью подготовленное учебное пособие для студентов и школьников, которое учит формулировать мысль в рифмованных строчках. То, что созданная автором система преобразования прозы в поэзию, мыслей в слова работает, помогает развиваться и даже поднимать жизненный тонус, давно проверено на практике. Михаил Александрович провел не один мастер-класс для детей и взрослых по применению этой методики — разумеется, бескорыстно. И теперь к поклонникам его творчества прибавились еще и последователи. Но когда пособие увидят широкие массы — неизвестно. «Методичка» тоже «осела» в одном из солидных столичных учреждений, подрядившемся посодействовать в его издании.

И.О. ДИРЕКТОРА Могилевской областной типографии Дмитрий Алямасов не скрывает, что издание книг сегодня — не самое прибыльное дело. Частники, которые хотят увековечить свое творчество, чаще всего раскошеливаются на маленькие тиражи — порядка 50—100 экземпляров. Да и от государственных структур заказ не всегда выгоден: как правило, рентабельность закладывается при этом минимальная. Вот если книги объемные, в твердом переплете, на мелованной бумаге — тогда еще может быть.

Руководитель могилевского издательства «АмелияПринт» Александр Емельянов мог бы оспорить и это утверждение. Во всяком случае, почти половина тиража уникального издания — книги Бориса Сидоренко «Могилевский губернатор Александр Станиславович Дембовецкий и его время» — осталась в издательстве. Хотя и экземпляров, казалось бы, местные власти заказали не так-то много — 1100 штук. И отпускная цена не самая высокая — 70 тысяч рублей за том. Учитывая, что в печатание исторического исследования хорошую долю вложило само издательство, оно же пытается и «пристроить» книги. Однако библиотеки, школы, техникумы, да и магазины, особо в очередь за ними не выстраиваются…

ВОЗМОЖНО, действительно Интернет так «потеснил» книги, что интерес к ним гаснет. Но, судя по тому, как в «узких кругах» расходятся пародии того же Власенко, невольно задумаешься: а вдруг они пришлись бы по вкусу и читателю «издалека»? Ведь мода — штука переменчивая. С книгой же человечество дружит несколько веков. Однако издательства боятся брать на себя расходы на «частника». Потому что даже с официальными изданиями порой «зависают» финансово. А считать убытки не хочется никому…

Светлана МАРКОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter