Бестопливная энергетика

Чтобы внести весомую гидроэнер-гетическую лепту в обеспечение энергетической безопасности государства, вовсе не обязательно строить новые ГЭС на собственных рекахВ Беларуси “аккумулируются” все возможные местные источники получения энергии. Не сбрасывается со счетов и развитие гидроэнергетики. Эта тема не раз уже затрагивалась на страницах “Народной газеты”. Поскольку я многие годы связан с вопросами, касающимися использования водных ресурсов, хотел бы изложить свое видение проблемы.

Бурных горных рек в Беларуси нет, поэтому приходится исходить, как говорится, из предлагаемых природой обстоятельств и использовать то, что есть, разумно и умело.
В апреле 1997 года вышло Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 400 “О развитии малой и нетрадиционной энергетики”, которое предусматривало комплекс мер технического, экономического, правового и административного характера по развитию этого направления энергетики. Ведущая роль в развитии гидроэнергетики досталась республиканскому концерну “Белэнерго”. Однако проводимые им работы в этой области, как правило, заключаются в реставрации и восстановлении ГЭС старой постройки, состоящих на балансе областных управлений концерна.
С момента выхода в свет упомянутого постановления минуло десять лет, а в эксплуатацию введено лишь порядка 10—12 МВт восстановленных мощностей, то есть в среднем добавлялось по 1 МВт в год или чуть больше. Темпы весьма скромные. Если исходить из реального потенциала малой гидроэнергетики Беларуси в 50—60 МВТ, то на его освоение понадобится почти полвека! Даже в Минске и Минском районе сиротливо шумит вода на плотинах Свислочи и водохранилищ зоны отдыха, “тоскуя” о производстве энергии.
Взгляд на современное состояние отечественной гидроэнергетики как на один из возобновляемых источников энергии дает основание констатировать, что ее развитие носит вялый и низкоэффективный характер.
Необходим комплексный подход
Методика оценки экономической эффективности и практика эксплуатации водохозяйственных объектов в энергетических целях должны базироваться на комплексном подходе к использованию и охране водных ресурсов.
Очевидно, что эффективное освоение гидроэнергетического потенциала должно вестись под эгидой специализированного водохозяйственного органа, призванного координировать и планировать использование водных объектов в интересах всех связанных с ними отраслей экономики по давно испытанному бассейновому принципу. Увы, сегодня такого органа в стране нет, как нет и специализированного центра по гидроэнергетике. Отсюда и узковедомственный подход к развитию этой отрасли, разобщенность работ, отсутствие единой технической политики, невысокий экономический уровень и низкая эффективность использования финансовых ресурсов. Такое положение может стать лазейкой для неоправданного выкачивания средств разного рода околонаучными и околотехническими фирмами, фирмочками и наемниками со стороны.
Головной институт в области малой гидроэнергетики “Белэнергосетьпроект” по своему научно-техническому профилю далек от водных проблем и не в состоянии учитывать все требования водного законодательства. Характерным примером поспешных и непродуманных решений со стороны энергетической отрасли является реанимация старой схемы союзного института “Гидропроект” по строительству каскадов из восьми ГЭС на Немане, Западной Двине и Днепре. Но времена уже не те. Если исходить из суммарного гидроэнергетического потенциала страны, который составляет порядка 850 МВТ, то для его реализации пришлось бы затопить почти 1/3 территории страны. Но даже при пониженных подпорных уровнях в пределах коренных берегов не исключается интенсивное антропогенное воздействие на особенно уязвимую речную экосистему. И никакой ОВОС не способен учесть и спрогнозировать возможные угрожающие необратимые явления, если заставить реки “напрячься” по полной программе.
Имеется и международная концепция устойчивого развития, ограничивающая вмешательство хозяйственной деятельности в существующие природные комплексы, нарушающее их естественное состояние. Мировая практика и новейшие исследования подвергают сомнению экологическую безопасность строительства плотин, наносящих невосполнимый ущерб уникальным водным системам. Существуют проекты, в первую очередь в США, по демонтажу плотин ГЭС, экологический ущерб от которых превышает энергетические выгоды. Таким образом тезис о чистой гидроэнергетике на густонаселенных территориях превращается в миф.
И, наконец, Беларусь выступает как сторона Орхусской конвенции, обязывающей должностных лиц оказывать поддержку общественности в получении доступа к информации о проектируемом объекте, участии ее в рассмотрении альтернативных вариантов и принятии технических решений экологической значимости. Но ни по Гродненской, ни по Полоцкой ГЭС таких слушаний что-то “не прослушивалось”. Хотя эта проблема могла бы стать предметом серьезной дискуссии между приверженцами и противниками преобразования речных экосистем для энергетики.
Ведь на горизонте уже маячит атомная и водородная энергетика. Пройдут годы, исчезнет острота энергетических проблем, и потомки помянут нас недобрым словом за надругательство над первозданной природой Беларуси.
И еще. Проектные упражнения по обузданию Западной Двины и Днепра не учитывают перспективной возможности прокладки по территории Беларуси глубоководного водно-транспортного пути Двина — Днепр из Балтийского в Черное море (“из варяг в греки”), о чем уже ведутся серьезные разговоры. Политическую и социально-экономическую значимость такого проекта для страны трудно переоценить, что обуславливает его реальное содержание. 
А есть ли альтернатива?
Да она лежит на ладони. Нефтегазовая “дубинка” в руках московских олигархов дает повод для нетрадиционного подхода к концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь, утвержденной    Указом     Президента № 399 от 25.08.2005 г. Государственная комплексная программа в области энергетики предусматривает увеличение доли использования собственных ресурсов в топливно-энергетическом балансе страны. Однако собственные источники не знают границ и могут базироваться и в других государствах на внешнеэкономической договорной основе. Тому живые примеры — освоение нефтегазовых месторождений для нужд нашей страны в Венесуэле и Иране.
Не являются исключением и гидроэнергетические ресурсы в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и СНГ, где доля освоения этого потенциала не превышает и 20 процентов. А их использование в полной мере раскрывает преимущества гидроэнергетики как экологически чистого и высокоманевренного источника энергии.
Мои предложения по формированию союзной программы “Бестопливная энергетика” были рассмотрены в Совете Министров Беларуси, в Министерстве экономики, Министерстве иностранных дел и Комитете по энергоэффективности. Они содержат технические проработки по вариантам отбора мощности, основным параметрам и технико-экономическим показателям.
Конечно, эта проблема не из легких. Но жизнь берет свое. В последние годы активно развиваются интеграционные процессы в странах Содружества, в том числе и в энергетической сфере. Речь идет о формировании единого топливно-энергетического баланса, объединенной энергосистемы Союзного государства, создании общего рынка электроэнергии и оказании услуг по ее транспортировке. Интеграционный комитет ЕврАзЭС преподносит нам на блюдечке проект Концепции эффективного использования водно-энергетического потенциала Центрально-Азиатского региона. К этим голубым сокровищам уже протягивают свои “инвестиционные щупальца” российские олигархические и чиновничьи структуры, как и к белорусским предприятиям.
Казалось бы, бери и используй. Ан нет. Минэкономики и МИД в принципе одобрительно оценивают эту идею, а вот Министерство энергетики ее категорически отвергает. Еще раз подчеркиваю: проблема не из легких. Но довести за сравнительно короткие сроки долю собственных источников в энергобалансе страны до 50 процентов достаточно заманчиво, чтобы не ставить на нем “энергетическое” вето. Не опоздать бы. Как говорится, “Париж стоит мессы”. А эта проблема заслуживает серьезного научно-технического анализа. Наличие в ней политического аспекта предопределяет ее окончательное решение исключительно на правительственном уровне.
От редакции.
Несомненно, мнение автора статьи не бесспорно. Но когда страна учится экономить энергоресурсы, стоит прислушиваться к любой аргументированной идее. Поэтому “НГ” приглашает поразмышлять, как можно сэкономить в большом и в малом, ученых, изобретателей, руководителей предприятий и всех наших читателей, у кого есть мысли на этот счет. У вас есть идея? Пишите на адрес редакции!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter