Бессонной ночи, малыши!

Или Откуда берутся детские страхи Реклама, запрещающая насилие на телеэкранах, заставляет задуматься.
Или Откуда берутся детские страхи

Реклама, запрещающая насилие

на телеэкранах, заставляет задуматься. Она - о взрослых и предназначена для взрослых.

А как уберечь от жестокости детей,

на неокрепшую психику которых, оказывается, может одинаково пагубно повлиять как фильм ужасов, так и "невинная" картинка

с изображением мультяшного героя...

Моя подруга недавно купила своему четырехлетнему сыну сборник сказок. Тот принялся рассматривать картинки и вдруг, заплакав, крикнул: "Чудище!" - и захлопнул книгу. После этого три ночи не спал. Лохматое "чудище" с выпученными глазами оказалось безобидным Винни-Пухом... Веселая картинка - ничего не скажешь. Теперь, выбирая очередную книгу, она прежде всего обращает внимание на иллюстрации.

Впрочем, найти книгу, оформленную художниками такого, к примеру, уровня, как Васнецов или Лебедев, не так-то просто. По крайней мере, среди хлынувшего на нас по-диснеевски разрисованного потока детских книг их единицы. И проблема эта существует не только у нас.

Несколько лет назад российская Академия художеств даже была вынуждена выступить со специальным обращением к издателям: по-особому трепетно относиться к иллюстрированию детских книг, не допускать коммерциализацию этого искусства. Ведь рисунки не только воспитывают вкус наших детей, но и, можно сказать, формируют отношение к жизни. Ребенок, как правило, сначала воспринимает картинку, а уж потом - текст. Обращение академиков издатели проигнорировали. Главный аргумент: у нас рынок, так что, извините...

Вообще выбрать книгу для ребенка сегодня не составляет особого труда - благо прилавки магазинов не испытывают недостатка в детской литературе. Прежде всего обращает на себя внимание огромное количество энциклопедий, рассчитанных на любой возраст и круг интересов. Признаю: в свое время мы даже и не мечтали о таких многотомниках, как "Все обо всем", "Я познаю мир". Зато какие сюрпризы меня ждали на других полках! Читаю названия ярких книжечек небольшого формата: "Блин - победитель мафии", "Руки вверх, Синяя Борода!", "Зловещие глаза". Это из серии "Детский детектив", предназначенной для среднего школьного возраста. Все они, в сущности, точно копируют соответствующую взрослую псевдолитературу. Правда, как написано в предисловии, "преступления расследуют не скучные взрослые, а твои ровесники". Это еще цветочки. Фантазиям книгоиздателей нет предела. Как вам, например, такие названия серий: "Ужастики", "Твой ужастик", "Страшные истории для девочек и мальчиков"? Или возьмем аналог взрослой детективной серии "Черная кошка" - "Черный котенок". Видимо, издатели всерьез озаботились подготовкой детей к будущей жизни среди "наших", взрослых, ужасов.

Встречаются, правда, и достаточно безобидные произведения - составленные из традиционных детских страшилок про черную руку, красные стены и гроб на колесиках. Однако "серьезные" триллеры и "ужастики" на глаза попадаются, поверьте, не реже. Причем ведь именно они и вызывают наибольший интерес юных читателей. При мне два паренька лет десяти внимательно изучали "Фантом является ночью" из серии "Ужасные истории". Автор Вера Головачева (перу которой, кстати, принадлежит примерно половина книг этой серии) предусмотрела, чтобы в детском "бестселлере" было все, как в настоящих взрослых триллерах: реки крови, облака серного дыма...

Есть и еще одна категория книжных новинок - так называемые "учителя жизни". В этой армии наряду с забавными остеровскими советами и, возможно, даже полезными руководствами по этикету, плетению и выбору будущей профессии встречаются потрясающие по своей наивной нахрапистости книжки. "Парень твоей мечты. Как его покорить", "Первое свидание для девочек" и соответственно "Для мальчиков", "Искусство поцелуя для девушек", "Как нравиться девчонкам". Наверное, познакомившись с подобными произведениями, вопросов "про это" у современных школьников не остается. Вот, например, краткое содержание книги под названием "Игра со смертью, или Шекспировские страсти" сестер Воробей, предназначенной для детей "10 лет и старше". Семиклассница Туся, поссорившись с лучшей подругой и расставшись с бойфрендом, красивым и жестоким девятиклассником Егором, решает покончить с собой. Девочку удается спасти, однако депрессия не проходит, и желание жить возвращается к Тусе лишь после того, как она с успехом исполняет роль Джульетты в школьной постановке и пленяет сердце загадочного 18-летнего красавца Германа... Прочитала и задумалась: неужели мы, взрослые, так безнадежно отстали от жизни и не способны понять, что наши дети взрослеют уже не в 15 - 16, как мы сами, и даже не в 13 - 14, а годам этак к десяти... А как же детство?

Причем сюжеты детских романов практически всегда одинаковы: неизбежная первая любовь, предательство подруг, украденные дневники, букетики незабудок, робкие объятия и почему-то непременные шекспировские аллюзии. От взрослых они отличаются лишь тем, что сексуальные сцены целомудренно заменены на рукопожатия и редкие поцелуи.

Для чего издатели выпускают в свет подобную литературу? Возможно, они растят смену поклонников Карецкого и Донцовой. А может быть, просто ориентируются на вкусы нынешнего поколения, сами же их и формируя. Знают, что детей скорее заинтересует не "Тимур и его команда" или "Дети капитана Гранта", а "настоящее взрослое" чтиво, коим и оказывается псевдовзрослая бульварщина.

О литературных достоинствах этих шедевров говорить бессмысленно. Процесс их поглощения сродни скорее пищеварению, чем умственному усилию. Он не только способствует неправильному формированию у юного читателя представления о книге, но и, по-моему, травмирует психику. В былые времена, как известно, при всех минусах октябрятско-пионерского полувоенного воспитания к вопросу формирования внутреннего мира нового человека подходили куда более чутко, бережно. Поэтому и детской литературе как методу воспитания детей уделялось огромное внимание. Впрочем, и сегодня у каждого родителя, безусловно, есть выбор - классику ведь из продажи никто не изымал. Сегодня несложно купить Сент-Экзюпери и Оскара Уайльда, Льюиса Кэрролла и Конан Дойла, Майн Рида и Дефо. Важно лишь, чтобы ребенок понимал разницу между хорошим и плохим. А это, оказывается, не так-то просто. Детей, как правило, привлекает внешнее оформление - глянцевые ярко разрисованные обложки. Я наблюдала, с каким интересом мальчишки рассматривают книги с нарисованными черепами, долларами и пистолетами. Стоят эти произведения, кстати, копейки, так что купить их может даже школьник. А вот за содержание отвечаем мы, взрослые.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter