
Светлана Шутова, член Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания:

Обращает на себя внимание еще один характерный момент: к забастовкам призывали государственные предприятия, а вот ни у одного частного «змагары за светлое будущее» не появились, не пытались пройти на проходную. И тем самым они, по сути, открыли свои истинные намерения. Думаю, даже те, кто раньше пребывал в розовых очках, теперь задумаются.
По большому счету, из того же смыслового ряда — и усилившийся в последнее время морально‑психологический прессинг белорусских парламентариев, депутатов Палаты представителей. Практикующие его силы не могут собрать подписи (за отзыв депутатов. — Прим. ред.), потому что люди в округе знают своих парламентариев и доверяют им. Меня хорошо знают в моем округе, со многими избирателями поддерживаем общение. Поэтому стали использоваться анонимные угрозы. Мне на один из мессенджеров 28 августа пришло предложение сдать депутатский мандат, иначе «потом будем резать». Конечно, не намерена поддаваться на эту провокацию.
Еще раньше, до выборов, я писала в своем аккаунте, что не приемлю журналистики, которая основана на подтасовке фактов, на выворачивании информации, на фальшивых героях, на откровенных фейках. Но от этих людей ожидать другого, видимо, и не стоит. Однако в ту Беларусь, где они собираются «резать» неугодных, где за другую точку зрения угрожают расправой не только тебе, но и твоим близким, я совершенно определенно не хочу. И, думаю, все нормальные люди — тоже.
Понятно, что давление, провокации и другие подобные действия направлены на всю государственную структуру страны — чтобы нарушить ее работу и привести наше общество к развалу. Прикрываясь мирными акциями, цветами и белыми ленточками, людей выводят на улицы, призывают к забастовкам, а ныне — и к отказу от уплаты налогов и платы за коммунальные услуги. На самом деле за этим стоит желание развалить страну и расколоть общество.
Алексей Дзермант, политический аналитик:

Это уже не «внутриполитическая борьба» — в этом я усматриваю попытку уничтожения нашей страны внешними силами, поскольку внутриполитический диалог такими методами не ведется. И в данном случае этот саботаж или диверсия — как угодно можно называть — преследуется именно внешними игроками для того, чтобы в нашем государстве установился тотальный хаос и чтобы мы не смогли представлять собой успешное государство. И при этом создать проблемы нашим союзникам, в том числе России. То есть цель — даже не политические изменения в Беларуси, а просто выключение белорусского государства и его экономики из международных отношений.
С другой стороны, подобные призывы можно воспринимать как признание фиаско попыток организации национальной забастовки. Внешние координаторы придумывают новые призывы, чтобы положить нашу экономику и обрушить государственность. Они видят, что не прошло с забастовками и насильственными попытками устройства беспорядков. И новые предложения — очередной метод добиться тех же целей.
Как вести себя в этой ситуации белорусскому государству? Понятно, что надо говорить об этих истинных целях дестабилизаторов, выявлять их мотивы. Рассказывать людям, что, если им что‑то хочется поменять, — это одно. Но если при этом вы убьете экономику, лучше однозначно не станет. Нужна разъяснительная работа, подробный рассказ о последствиях подобного поведения. А если кто‑то сознательно подобные диверсии и саботаж совершает, особенно если речь об ответственных лицах, от которых многое зависит, в том числе и другие люди, — то, конечно, реагировать нужно правоохранительным органам. Думаю, что соответствующие статьи административного и уголовного кодекса найдутся. Ведь когда от подобных действий зависит не только положение самого их автора, но и благосостояние других людей, реагировать на подобное необходимо. И если ныне подобного законодательства нет, его надо срочно разрабатывать.
ЦИФРА
Юрий Назаров, заместитель Премьер‑министра:
— Что такое остановить предприятие? Это огромные затраты, чтобы запустить его заново. А это влияет и на конкурентоспособность нашей продукции. Когда на БМЗ остановили на два часа технологическую операцию по загрузке печей, по нашим оценкам, потери составили 1,5 миллиона рублей.
КСТАТИ
Браславский районный отдел Следственного комитета расследует уголовное дело об угрозе насилием еще одному депутату. По данным следствия, днем 28 августа ему с незнакомого ранее номера на мессенджер поступила угроза: «В новой Беларуси для тебя и твоей семьи места не будет! Верни мандат народу и убирайся! Даем три дня, потом будем резать. Привет (имя сына)!» Браславский РОСК возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 366 (угроза насилием в отношении должностного лица в целях воспрепятствования законной деятельности) УК.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Армен Гаспарян отмечает:
— Мы же прекрасно понимаем, что есть определенный процент людей на зарплате, которые ходили и подзуживали рабочих: давайте проведем забастовку. Насколько мне коллеги из Минска рассказали, уже даже отследили, кто это делал конкретно. Обещали рабочим денег, но никто ведь сразу не сказал, какие будут убытки и кто это потом будет возмещать.
osipov@sb.by