Бессловесный и безучастный

Убийство было жестоким и малопонятным...

Убийство было жестоким и малопонятным. Вскоре выяснилось: его совершил психически больной человек, по сути - маньяк. Только слаженные, грамотные действия уголовного розыска и сотрудников минского управления Следственного комитета не позволили одной трагедии трансформироваться в серию диких преступлений, на которые был готов этот человек. Его портрет позволяет предположить, что нас избавили от очередного Чикатило, стоявшего в начале своего кровавого пути.


Последний звонок


Тело 35-летней Ульяны Мушкевич лежало навзничь на полу. Правое плечо убитой, одетой в прозрачный халат, было обмотано черными колготками, один чулок которых наброшен на шею жертвы. Из разбитой головы сочилась кровь. Рядом валялись черепки глиняного вазона. Именно им преступник нанес удар. Однако, как констатировали судмедэксперты, смерть наступила не от него. Несчастную задушили.


В квартире обнаружились отпечатки пальцев, похожие на взятые в свое время у нескольких минчан и хранящиеся в специальной картотеке. Оперативники стали немедленно опрашивать возможных подозреваемых. У всех оказалось алиби. Параллельно шел анализ телефонных соединений погибшей. Группу, осуществлявшую поиск преступника, возглавлял следователь по особо важным делам Вольдемар Базиляускас. Он обратил внимание на номер, с которого Мушкевич звонила перед тем, как ее аппарат, говоря техническим языком, пропал из зоны действия сети. По номеру мобильника установили адрес его владельца.


...Дверь одной из квартир дома на улице Уборевича открыл молодой человек с оцарапанным лицом. Он молча окинул тусклым затуманенным взглядом людей в форме и тяжело вздохнул. 23-летний Роман Фокс не отпирался. Сознался в содеянной жути и обо всем подробно рассказал.


Восемь месяцев - и никакой агрессии


Странности в его поведении появились, когда мальчик учился в 7-м классе. Жизнерадостный подвижный подросток вдруг ушел в себя, стал медлительным, скрытным и замкнутым. Забросил учебу, сторонился сверстников. С трудом окончил 9 классов. Затем - так же с неохотой и явным напряжением - полиграфический колледж. Устроился на работу. Но по-прежнему оставался угрюмым и нелюдимым. Родители забеспокоились. Уговорили Романа обратиться к специалисту. Частный психиатр поставил диагноз - параноидная шизофрения. Прописал лекарства. Больной отказался их принимать.


Шло время, но в поведении молодого человека ничего не менялось. Наконец он заявил, что не видит смысла в жизни. Уволился с работы и... залег на кровать в родительской квартире. Сутки напролет смотрел в окошко, видя только кусочек неба. Изредка садился за компьютер. Бродил по бескрайним полям интернета или смотрел фильмы. И снова ложился на кровать. Не стригся, не мылся, не брился. Призванный снова психиатр был обеспокоен: болезнь прогрессирует. И посоветовал вызвать "скорую". Однако когда мать Романа позвонила по 103, ей ответили: если сын в настоящий момент не проявляет агрессии или лично не изъявляет желания пройти курс лечения, забрать его из дому не имеют права. Тот агрессии не проявлял и лечиться не желал.


Бессловесный, ко всему безучастный, он провел в горизонтальном положении почти 8 месяцев. И вдруг сообщил родителям, что видел в окне "огненный шар, всякие знаки и слышал голоса, которые подсказали, что надо делать". Вечером Роман умылся, сбрил бороду и ушел.


Невменяем


Фото Ульяны Мушкевич он нашел накануне на одном из сайтов. Госпожа Марта (такой псевдоним она избрала для виртуального общения. - Авт.) за определенную плату предлагала так называемые услуги интимного характера. "Голоса" подсказали: надо срочно отправляться к ней и...


Перед тем как позвонить в квартиру Госпожи Марты, Роман набрал номер ее мобильника. Мушкевич подтвердила готовность его принять. Такса за встречу равнялась 50 долларам. Фокс протянул 30 тысяч рублей мятыми бумажками. "Ты че дурака включаешь?" - возмутилась дива в прозрачном халате, накинутом на голое тело. В ответ Фокс схватил стоявший на столе цветочный горшок и разбил у нее на голове. Ульяна вцепилась ему в лицо ногтями. Фокс свалил ее на пол несколькими кулачными ударами. А потом задушил. Забрал три мобильных телефона и найденные в тумбочке 500.000 рублей. Уходя, обмотал плечо убитой черными колготками, закинув один чулок на сломанную шею жертвы. Зачем? Объяснить это потом он так и не смог.


Фокс был задержан уже утром следующего дня. Что, безусловно, спасло чью-то жизнь. А возможно, и не одну. Комплексная социолого-психолого-психиатрическая экспертиза не только подтвердила диагноз частного психиатра, но и сделала вывод: Фокс давно невменяем. Специалисты уверены, что в данном случае, сделав один кровавый шаг, внутренне маньяк уже был готов к следующему.


...Имена и фамилии в материале изменены, так как суд по этому уголовному делу еще не состоялся. Однако решение его предсказуемо: преступник будет помещен в специальную психиатрическую больницу.


Компетентно


Сергей Игумнов, доктор медицинских наук, профессор, директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья:


- История дикая. И она в очередной раз свидетельствует о недостаточной осведомленности наших граждан в вопросах оказания психиатрической помощи. Наверное, родители тяжело больного человека все-таки напрасно обращались к частному специалисту. Нисколько не сомневаюсь в профессиональной компетентности коллеги, но его совет о вызове скорой помощи представляется мне в данной ситуации несколько странным. Ведь "скорая" реагирует на экстренные случаи. Здесь такового не было. Значит, в соответствии с Законом "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" следовало обращаться в территориальное психиатрическое отделение. С заявлением о необходимости освидетельствования пациента на дому. Если бы это своевременно было сделано, уверен, трагедии удалось бы избежать.


Прямая речь


Вольдемар Базиляускас, следователь по особо важным делам:


- Думается, явная патология, которая развивалась у человека на протяжении почти десятилетия, недостаточно серьезно воспринималась как его близкими родственниками, так и частнопрактикующим медиком, на которого они уповали. В комнате преступника было множество дисков с порнофильмами, сдобренными диким мистицизмом и садистским символизмом. Однако даже это не побудило близких созревающего маньяка, наблюдавшего его врача обратиться к опытным специалистам серьезных клиник.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter